Что собой представляет русская правда. Происхождение Русской Правды. – Судебная вира. – Различие по сословиям. – Хозяйство и торговля. – Женщина. – Иноземцы. Значение Русской Правды

«Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».

Как появилась «Русская правда»

Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину. Основной его смысл в ту эпоху - это закон и устав. Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания - 1016). До этого времени все были основаны на морали языческой, а позже - на церковно-византийской религии.

Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции. Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах. Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы. Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа.

О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры. Одни исследователи говорят, что это было в Новгороде, другие уверены, что это случилось в Киеве.

К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, претерпевала изменения. И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.

Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого. В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов:

  • уголовное право;
  • работа суда;
  • социальный статус граждан.

Структура «Русской правды»

Несмотря на то что год создания «Русской правды» - 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день. А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В. Н. Татищеву.

«Русская правда» имеет несколько вариантов изложения:

  • краткое;
  • пространное;
  • сокращенное.

Самая первая из них - это древнейший вариант.

В кратком варианте есть 4 документа. В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в "Правде" выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать. При этом наказание определялось исходя из преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.

В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название "Пространная Правда". Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров. В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.

"Сокращенная Правда"

Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе "Пространной Правды".

Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания. В данном случае такими источниками и стали "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

Преступления и наказания

Великий князь совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления.

Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». случилось не в год создания "Русской Правды", а немного позже. За убийство должно было отвечать по закону.

При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени».

За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые. Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней.

Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей. Их тогда называли «послухи».

Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась Штрафы назначались в различных денежных номиналах.

"Русская Правда" определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить.

Значение документа для современников

Год создания "Русской Правды" нельзя назвать однозначно. Она постоянно дополнялась. Однако, независимо от этого, книга имеет огромное значение и для историков, изучающих эпоху Ярослава Мудрого, и для будущих поколений. Ведь в ней сохранено столько интересных знаний о начальном этапе развития Киевской Руси.

Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом. К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой».

Кроме того, законы "Русской Правды" дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью. Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века.

Фундаментальной заменой "Правды" стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на "Русской Правде".

свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Р.п." отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РУССКАЯ ПРАВДА

важнейший источник права Древней Руси, включавший нормы различных отраслей права. Р.П. - памятник светского права. Она не вторгалась в церковную юрисдикцию. Об официальном характере Р.П. свидетельствуют имеющиеся в ней ссылки на то, что она была принята на княжеских съездах. Это видно и из подзаголовков, указывавших на князя, давшего этот закон: «Суд Ярославль Володи- мерич», «Устав Володимерь Всеволодича». Основным источником Р.П. было законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике. Поскольку более ранних нормативно-правовых актов светского характера не найдено, Р.П. считается первым письменным памятником русского права. Она и з вестна в нескольких редакциях. Ученые, изучавшие ее, выделяют различное количество редакций. В учебных целях традиционно выделяют три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную (из Пространной). Древнейшей редакцией признается Краткая редакция. Она была обнаружена В.Н. Татищевым и подготовлена им к печати в 1738, опубликовал ее А.Л. Шетцер только в 1767. Известно только два древних списка Краткой редакции, относящиеся к 15 в., - Академический и Археографический. Имеются также и более поздние списки В.Н. Татищева, относящиеся к 18 в. Текст документа был написан без разделения на статьи (разделение на статьи было осуществлено ее публикаторами), выделено только начало второй части. Текст Краткой редакции был обнаружен в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, это косвенным образом свидетельствует, что к моменту занесения в летопись она уже не использовалась как нормативный акт. Исследователи различают несколько составных частей в Краткой редакции Р.П.: 1) Древнейшую Правду (Правду Ярослава) - ст. 1-18; 2) Правду Ярослави- чей - ст. 19-28 с д о п о л н е н и я м и - ст. 29-41; 3) Покон вирный - ст. 42; 4) Устав мостников - ст. 43. В Краткой Правде нашла отражение структура раннефеодального общества: четко прослеживается деление на рабов (челядь, холопов) и свободных. Среди свободных закон различает жителя Киевской Руси (русин), новгородца (словенин), иностранцев (варяг, колбяг), а также купцов, дружинников князя, изгоев. Местом принятия Краткой Правды исследователи называют Новгород (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков) и Киев (С В. Юшков). Дата ее составления варьируется между 1016 и 30 гт. 11 в. Как целостный памятник права она оформилась в 1076-93. Правда Ярославичей датируется исследователями 1068-73. Десять первых статей этого документа определяют правовое положение княжеской вотчины, защищают слуг и имущество князя. Последующие статьи не составляют единого целого и являются отдельно принятыми законами. Особое место занимают последние статьи - Покон вирный и Устав мостников. Пространную редакцию Р.П. ввел в научный оборот В.В. Крестинин, опубликовавший в 1788 текст Правды, находившийся в Кормчей. Пространная редакция сохранилась в большом количестве списков (более 100). Текст ее дошел до нас в многочисленных юридических сборниках, что говорит о том, что этот нормативно-правовой акт много использовался в практике. Списки этой редакции имеют существенные различия. К наиболее древним относятся списки, помещенные в составе юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, т.е. руководящая, направляющая, или Номоканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Древнейший список с текстом Пространной редакции относится к концу 13 в. и находится в Синодальном списке Кормчей. Очень близок к нему текст, помещенный в другой юридический сборник, - Мерило Праведное, который состоит из двух частей: поучения о праведных судах и нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей. Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича. Источниками Суда Ярослава Владимировича называют Краткую Правду, судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец 11 - начало 12 в. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Время составления этой части Пространной редакции указано в самом тексте закона - 1113, место - село Берестово. Исследователи выделяют здесь: Устав о резах (процентах), Банкрут- ский устав, Устав о закупах, Устав о холопах и др. Как единое целое Пространная Правда оформилась к середине 12 в. Сокращенная редакция Р.П. рассматривается в настоящее время как памятник права 14-15 вв. Большинство норм Р.П. посвящено уголовному и уголовно-процессуальному праву. Регулированию имущественных отношений посвящено немного статей. Субъектами гражданско-правовых отношений признавались все свободные, включая иностранцев. Объектом правового регулирования являлись вещи и действия, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Р.П. знакомы институты вещного права: владение, собственность, залог (в зачаточном состоянии). Многие нормы направлены на защиту права собственности; по ним можно судить, что среди способов приобретения права собственности были известны передача (как на основании договоров, так и по наследству) и отделение плодов и приплод. Существовала индивидуальная, общая и общинная собственность, залоговое право. Основанием возникновения обязательств были договоры и правонарушения, способами обеспечения исполнения обязательств являлись выставление поручителя и самозаклад при закупничестве. Договоры заключались в устной форме, в присутствии свидетелей. Некоторые статьи указывают на сохранение обрядов и символов: привязывание ключа к поясу при заключении договора личного найма. Можно выделить договоры, нашедшие отражение в Правде: купля-продажа, комиссия, заем, закупничество (как разновидность займа), дарение, личный найм, подряд, поклажа. Предусматривалась обязанность лица, причинившего вред, возместить его. В случае совершения преступления преступник обязан был заплатить потерпевшим головничество (при убийстве) или урок (при совершении иного преступления). Если ущерб был нанесен непреступным действием, то все равно вред (пагуба, протор) возмещался потерпевшему. Ряд статей Р.П. посвящен опеке над личностью и над имуществом ребенка, потерявшего обоих родителей, или если мать после смерти отца вторично выходила замуж. К исполнению опекунских обязанностей призывались ближайшие родственники или отчим. В обязанности опекуна входила забота о личности и имуществе подопечного. Р.П. различала наследование по закону и по завещанию. Форма завещания была устной, наследование по закону по общему правилу осуществлялось по мужской нисходящей линии. Значительная часть статей Р.П. посвящена уголовному праву. Преступление обозначалось как «обида», под которой подразумевалось нанесение вреда личности или имуществу. Субъектом преступления мог быть только свободный. Выделялись преступления, совершенные умышленно, наказания за них были более тяжкими. Если преступление было совершено открыто, во время драки, наказание смягчалось. В Правде Ярослава допускалось применение кровной мести по отношению к убийцам, однако круг лиц, обладавших этим правом, был ограничен ближайшими родственниками. Ярославичи отменили кровную месть и заменили ее штрафом - вирой, которая могла взыскиваться как с самого преступника, так и с общины, если последняя не выдавала убийцу или разбойника или если тяжесть преступления допускала помощь преступнику в уплате виры (так называемая дикая вира). Самым тяжким наказанием считался поток и разграбление. Большинство ученых склоняется к мысли, что под потоком понималось обращение в х о лопство, а разграбление означало конфискацию имущества. Потоком и разграблением наказывались разбойники, поджигатели и конокрады. За остальные преступления взыскивался штраф, называемый «продажа ». Преступлениями против личности и имущества считались убийство, нанесение телесных повреждений (увечий, средней тяжести побоев) и оскорбление действием. Имущественные преступления представлены хищением имущества: разбой, кража - татьба (квалифицированная кража - конокрадство); уничтожением или умышленной порчей чужого имущества: поджог, порча чужого коня; незаконным пользованием чужим имуществом: езда на чужом коне, злостное банкротство. Процесс по Р.П. был состязательным: обе стороны обладали равными правами и даже именовались одинаково - истцы. Регулировался досудебный порядок расследования преступления: гонение следа - погоня за преступником по горячим следам, осуществлялось потерпевшим и посторонними людьми, и свод - преследовал цель обнаружить вора по украденной вещи (начинался с заклича: объявления на торгу об украденном имуществе). Если имущество обнаруживали, начинался свод, т.е. выяснение, где и у кого была куплена краденая вещь. Суд происходил на дворе князя. Судил князь или его тиун, помогали вирник, детский, мечник, гридин, ябедник. Р.П. называет такие доказательства, использовавшиеся в процессе: показания свидетелей- очевидцев (видоков), показания свидетелей доброй или дурной славы (послухов), поличное, внешний вид потерпевшего, ордалии или «суд Божий» (испытание железом и водой), присяга (рота). Лит.: Правда русская / Под ред. БД. Цэекова. Т. I. Комментарий. М.; Л., 1947; Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941; Южков СВ. Русская Правда. М., 1950. Т.Е. Новицкая


Дадим краткую характеристику Русской Правде .
Среди источников истории государства и права России Русская Правда является ключевым документом.
Собственно говоря, это название носит целая группа нормативных правовых актов, дошедших до нас. Текст источника был написан от руки, т.к. тогда ещё не было книгопечатания. Из-за многочисленных переписываний редакции Русской Правды могут существенно отличаться друг от друга по содержанию. Эти рукописные тексты получили название «списки». Однако среди списков имеются и очень похожие по содержанию и расположению материала. Такие списки объединяются в редакции. Крупный исследователь истории древнерусского государства и права С. В. Юшков выделял шесть редакций Русской Правды. Однако в учебных целях традиционно выделяется всего три редакции: Краткая, Пространная, Сокращённая из Пространной. Все редакции являются документами, в состав которых входит несколько нормативных актов, принятых в разное время и разными законодателями, но объединённых вместе волею переписчика.
Текст Русской Правды находят в летописных сводах, в составе юридических сборников, таких как Кормчая Книга и Мерило Праведное. В целях удобства изучения исследователи разделили документ на статьи, причём имеется несколько вариантов нумерации. Классической признается нумерация статей в варианте, изданном в 1940 г. Академией наук. Она использована и в настоящем учебном пособии.
К созданию Русской Правды приложили руку великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Вообще приоритетными целями написания Русской Правды являлись:
преодоление партикуляризма права,
унификация права,
приведение законов в соответствие с социально-экономической и политической обстановкой,
регламентация действовавшего судопроизводства.
Краткая редакция считается самой древней. Первые 18 статей предположительно принадлежат Ярославу Мудрому (1016 или 1024 г.), следующие статьи до 40-й приписывают законодательству детей Ярослава — князьям Изяславу, Святославу и Всеволоду (не позднее 1068 г.). Последние статьи — устав мостникам и покон вирный — приписываются Ярославу Мудрому. В целом Краткая редакция сложилась как единый нормативный акт во второй половине XI в. Наиболее древним и менее повреждённым списком является Академический, сохранившийся в летописном своде.
Пространная редакция включает две составные части, выделенные в самом тексте документа: Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича (Устав Владимира Мономаха). Суд Ярослава Владимировича во многом напоминает содержание Краткой редакции, но на то, что это самостоятельный закон, а не редакция переписчика, указывает наличие в этой части новых правовых понятий, например «поток и разграбление», «дикая вира». В Суд Ярослава Владимировича вошли законы, принятые как самим Ярославом, так и его сыновьями. Заключительные статьи приписываются Святополку. Устав Владимира Мономаха также структурно неоднороден. В нём выделяют устав о резах, устав о банкротах, устав о закупах, устав о холопах. В целом как самостоятельный нормативный правовой акт Пространная редакция сложилась к середине XII в. В основном её списки содержатся в составе юридических сборников. Наиболее древним и сохранившимся является Троицкий список, который и публикуется в настоящем издании.
Приводятся также отдельные статьи из иных списков Пространной редакции, которые позволяют лучше понять содержание Троицкого списка или дополняют его.
Сокращённая из Пространной редакция большинством исследователей рассматривается как документ, который был приспособлен к условиям Московского княжества, но в появлении которого законодатель не принимал участия.
В Русской Правде выделялись два основных вида преступлений - против личности (убийство, оскорбление, побои и членовредительство) и против имущества (кража, незаконное использование чужого имущества, повреждение чужого имущества).
Русская Правда являлась деликтным обязательством. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:
купли-продажи;
займа;
хранения имущества (поклажи);
займа с самозакладом (закупничество);
подряда («урок мостников»);
личного найма.
Форма договора - устная, при свидетелях, с выполнением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора влекло обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
По Русской Правде выделялось наследование:
по закону;
по завещанию.
Русская Правда не включала положений, касающихся права собственности на землю, при этом предусматривались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась дифференцированно.
Таково краткое описание Русской Правды как основного источника права Древней Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды : Краткую , Пространную и Сокращенную .

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей . Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой Правдой Роськой »). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды . Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды , памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного , также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий , Пушкинско-Археографический и Карамзинский . Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава , статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха . Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды , возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды , в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот , Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский , анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды , взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой , Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды : Краткую , Пространную иСокращенную .

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей . Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой Правдой Роськой »). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды . Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды , памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного , также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий , Пушкинско-Археографический и Карамзинский . Общим для всех видов (или изводов) является объединение текстаКраткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава , статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха . Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности»Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды , возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды , в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в.Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот , Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохиИвана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды , взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой , Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

Русская Правда – первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. Русская Правда является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение Русской Правды сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают, прежде всего, с именемЯрослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала Русской Правды, только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания Правды трудно. Переписывалась Правда несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники Русской Правды

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:

    Покон вирный - определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020-е или 1030-е годы);

    Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

    Правда Ярославичей (не имеет точной даты);

    Урок мостникам - регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант русской Правды дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха , количество статей в нем составляло 121. Русская Правда в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом, нормы уголовного права, описанные в Русской Правде, соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений – убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что Русская Правда описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства. Русская Правда определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. Русская Правда предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение Русской Правды

Русская Правда является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, Русская Правда стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание Русской Правды заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, созданиесудебника 1497 года ) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Русская Правда впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Монтаж светодиодного занавеса.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. КП) и о круговой поруке (ст. КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».

Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках». По мнению В.В.Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А.Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

Понятие Русской Правды

Русская правда - это древнейший памятник истории отечества, другими словами – это сборник правовых норм Киевской Руси. Первоначальный текст правды до нас не дошел. Если верить основным данным, то Русская правда была написана в 1037 году Ярославом Мудрым для Новгородцев. На протяжении многих веков Русская правда служила руководством для судопроизводства. Впоследствии сама правда вошла в другие источники права. Считается, что Русская правда является первым этапом кодификации русского права, но эта информация не достоверна, так как в самом тексте русской правды есть ссылка на закон Русский.

Русская правда имеет три редакции: Сокращенную, краткую и пространную.

Самой ранней версией этого источника права принято считать Краткую Правду, возникшую во время правления Ярослава Мудрого. Она состояла из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока мостников. Каждая составляющая правды, представляется, как ряд статей в источнике.

Считается, что после краткой редакции появилась пространная правда, ее выпустили после 1113 года во время правления Владимира Мономаха. Пространная правда включает в себя Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Последней, третьей редакцией принято считать Сокращенную правду. Она дошла в двух списках 17 в, помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

Происхождение Русской правды

В наши дни принято считать, что Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. Некоторые ученый наивно полагают, что Русская Правда возникла под влиянием византийского, скандинавского права, это не так. Русская правда возникла целиком и полностью на русской почве. Это значит, что Русская правда как источник права является аналогом «Салической правде», «Англосаксонским судебникам» и другим источникам права того времени.

Что касается места возникновение документа, этот вопрос также остается спорным. Некоторые историки (Б.Г Греков, С.В Юшаков и др) связывают, что русская правда берет свои корни из Киева, другие (М.Н Тихомиров) считают, что она вышла из Новгорода. Каждая из теорий происхождения значимая и спорная и за частую кроме общих соображений и теорий, не несет какого либо серьезного доказательства.

До сих пор вопрос о происхождении первых текстов Русской Правды является спорным. Некоторые ученые связывают появление русской правды с именем Ярослава мудрого, известного политического деятеля того времени, строителя библиотек и учебных заведений. Списки Краткой редакции немногочисленны, их два, Академический и Археографический. Оба документа близки по своему содержанию, это свидетельствует о том, что они произошли от одного источника или протографа.

Пространная правда сохранилась в большем количестве списков. Они по своему содержанию длиннее и заключают большее количество статей, что свидетельствует о более глубоком юридическом мышлении.

M.H. Тихомиров относит возникновение пространной правды к началу тринадцатого века, ввиду движений в Новгороде в 1209 году.

Л. В. Черепнин считает, что этот источник права возникал по частям на княжеских съездах (Любеческий), а в целом он появился в 1209.

С.В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в двенадцатом веке в результате механического соединения Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Мономаха.

Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава.

Сокращенную правду большинство исследователей (такие как Н.А. Максимейко, А.А. Зимин) относят к 15 или даже к 17 в. Однако М.Н Тихомиров считает, что она была написана ко второй половине 12 в.

Русская правда возникла не на пустом месте, она отражает развитие мысли и является итогом прогресса древнерусского государства. Многие исследователи считают, что первый текст, возникший во времена правления Ярослава мудрого, был написан для искоренения старых языческих обычаев. Это время нуждалось в письменном законе. В кодификации закона.

Источники Русской Правды

Как мы уже могли заметить, под понятием Русская Правда понимается три различных документа, которые могут быть обозначены как «краткая», «пространная» и «сокращенная»

Рассматривая первые тексты Русской Правды (Краткую редакцию) можно сказать, что источниками кодификации было обычное право и судебная практика.

Нормами обычного права являлось положение о круговой порубке и кровавой мести.

Нормы княжеской судебной практики многочисленны в Русской Правде и связываются с именами князей, принимавших их.

Отдельное внимание стоит уделить такому источнику, как Византийское каноническое право.

Как специфический источник, можно выделить Закон Русский. Об этом документе мало что известно. Считается, что это свод правил существовавших еще до первых текстов Русской Правды. Письменных доказательств практически нет, о нем лишь упоминается в нескольких документах. Считается, что это был устный свод правил.

Еще одним источником Русской правды является обычай (Тут следует разделять обычай и обычай санкционированный государством), он становится нормой обычного права и эти нормы могли существовать как в устной, так и в письменной форме.

Более сложным по структуре и составу, после краткой правды, является пространная правда, она составлялась более основательно и детально.

Самым первым и пожалуй одним из главных источником права является краткая правда. Заимствования из краткой правды были помещены в обе главы пространной правды (статьи 71, 72, 73, 76, 77 и 78).

Но законодатель того времени не ограничился заимствованием статей первой редакции. Составители Пространной Правды использовали устав Владимира Мономаха. В него входили постановления о взимании процентов и о закупах, что было связано с восстанием 1113 г. в Киеве.

Третьим источником исследователи считают протограф Сокращенной Правды, но это является лишь рабочей гипотезой Тихомирова.

Сокращенная правда является самым сложным источником права, по сравнению с двумя предыдущему правдами. Большинство исследователей отмечают эту редакцию как очень поздний памятник права.

Существует теория, что это простая выжимка из текста пространной правды, но Сокращенная правда имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены предположением, что она является простым сокращением предыдущей редакции. Она отличается содержанием статей или же там присутствуют новые разделы. В тексте этой правды пропущены все статьи сокращенной редакции, которые были заимствованы из краткой.