Единая система нормативно справочной информации. Ведение нси на практических примерах. Роль НСИ в информатизации региона

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

Функционирование автоматизированных систем (АС), входящих в состав корпоративной информационной системы организации (предприятия, учреждения, интегрированнойструктуры, органа государственнойвласти) и обеспечивающих выполнение ключевых бизнес-процессов, невозможно без использования нормативно-справочной информации (НСИ). Соответственно, эффективность управления современной организацией во многом зависит от качества НСИ.

Компания LM Soft предлагает услуги по созданию корпоративной системы управления НСИ (КСУ НСИ) организации, позволяющей поддерживать на требуемом уровне качество нормативно-справочного обеспечения ее АС.

Ключевым элементом методического подхода LM Soft к управлению НСИ является организация в рамках корпоративной информационной системы единого Фонда НСИ - совокупности взаимоувязанных справочников, классификаторов, словарей и нормативных документов, используемых всеми АС. Управление массивами НСИ, входящими в Фонд, осуществляется централизованно силами специальной службы – корпоративного центра НСИ.

Создание КСУ НСИ представляет собой комплекс работ по постановке и автоматизации трех основных групп процессов управления Фондом НСИ:

    процессы ведения Фонда НСИ (актуализация массивов НСИ, входящих в Фонд, и информационное обслуживание потребителей НСИ – абонентов Фонда);

    процессы экспертно-методического сопровождения массивов НСИ;

    процессы организационного сопровождения массивов НСИ.

Работы включают мероприятия по формированию основных видов обеспечения системы:

    организационного (подготовка оргструктуры, организационных документов и регламентов);

    информационного (выверка, нормализация, классификация, кодирование, разработка новых массивов НСИ и т.д.);

    методического (разработка необходимых методик);

    программного.

Обобщенная схема организации работ приведена на рисунке.

развернуть все разделы

Предпосылки создания корпоративной системы управления НСИ

Данные, обрабатываемые в АС любой организации можно разделить на две категории:

    оперативная информация;

    нормативно-справочная информация.

Оперативная информация – характеристики конкретных операций, выполняемых подразделениями организации. Например, на промышленном предприятии она формируется в АС класса:

    CAD/CAM (Computer Aided Design - Автоматизированное проектирование/Computer Aided Manufacturing - Автоматизированная подготовка производства);

    PLM/PDM (Product Lifecycle Management - Управление жизненным циклом изделия/Product Data Management - Управление данными об изделии);

    MES (Manufacturing Execution System - система управления производственными процессами);

    ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия);

    CRM (Customer Relationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами) и т.п.

Таким образом, оперативная информация поддерживает управление бизнес-процессами проектирования, производства, сбыта, снабжения, управления финансами и т.п.

НСИ – условно-постоянная информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании АС. В зарубежной практике применительно к НСИ используется термин Мaster Data (Основные данные). В базе данных АС нормативно-справочная информация представлена массивами НСИ – наборами данных, сформированными на основе документов.

Оперативная информация формируется на основе НСИ. Следовательно, при низком качестве НСИ (ошибки в записях, дублирование, противоречия, неполнота описания объектов) эффективность управления предприятием существенно снижается.

Типичными причинами низкого качества НСИ являются:

    отсутствие единых систем классификации и кодирования для массивов НСИ с информацией об однородных объектах;

    отсутствие стандартов описания объектов, представленных записями массивов НСИ;

    отсутствие регламентов ведения массивов НСИ.

Низкое качество НСИ приводит к следующим основным проблемам:

    сложность интеграции АС предприятия в единое информационное пространство;

    невозможность оперативного получения консолидированной отчетности, мониторинга ключевых индикаторов;

    невозможность полноценной организации централизованных процессов (закупки, послепродажное обслуживание и т.п.);

    рассогласование информации о продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Возникающие проблемы решаются с помощью создания корпоративной системы управления НСИ.

Организация функционирования КСУ НСИ

КСУ НСИ обеспечивает автоматизированное выполнение следующих процессов:

1. Ведение массивов Фонда НСИ:

    актуализация массивов Фонда НСИ;

    информационное обслуживание абонентов Фонда НСИ;

2. Экспертно-методическое сопровождение Фонда НСИ:

    формирование и нормализация массивов Фонда НСИ;

    контроль качества массивов НСИ;

    мониторинг информационных ресурсов и потребностей в НСИ подразделений и АС организации;

    разработка нормативно-методических документов по ведению и сопровождению Фонда НСИ.

3. Организационное сопровождение Фонда НСИ:

    ведение реестра Фонда НСИ (реестра массивов НСИ);

    ведение реестра поставщиков НСИ;

    ведение реестра абонентов Фонда НСИ;

    администрирование пользователей Фонда НСИ.

Схема функционирования Фонда НСИ приведена ниже:


Базовое программное обеспечение

При создании КСУ НСИ используются программные продукты класса MDM (Master Data Management) - Управление основными данными), реализующие базовую функциональность:

    управление содержимым массивов НСИ (ввод/редактирование/экспорт/импорт данных, поддержка процессов нормализации данных и контроля целостности связанных массивов);

    просмотр и поиск содержимого массивов НСИ (в том числе отображение сложных иерархий и поиск дублей);

    контроль качества данных (создание и выполнение сложных сценариев выявления и исправления ошибок различных типов);

    управление заявками на добавление/изменение объектов НСИ (в том числе реализация сложных процессов согласования);

    интеграция (синхронизация) данных (в том числе создание и выполнение сценариев синхронизации данных для любого массива НСИ и каждой целевой АС – потребителя НСИ);

    администрирование пользователей и ресурсов системы.

В качестве базового ПО могут быть использованы как наиболее распространенные зарубежные промышленные программные продукты класса MDM (управление основными данными) - IBM InfoSphere MDM, SAP NetWeaver MDM, Oracle MDM, так и отечественный специализированный программный комплекс LM Soft MDM.

Основные работы по созданию КСУ НСИ

Разработка КСУ НСИ включает следующие основные работы:

    определение перечня основных функциональных направлений деятельности организации, в рамках которых автоматизируется управление НСИ, определение целей и задач Фонда НСИ;

    формирование реестра автоматизированных систем предприятия, реестра локальных массивов НСИ по функциональным направлениям;

    формирование реестра Фонда НСИ (реестра централизованных массивов НСИ);

    разработка систем классификации и кодирования массивов Фонда НСИ, гармонизированных с отраслевыми, государственными и международными справочниками и классификаторами;

    разработка стандартизованных форматов описания;

    функциональное моделирование процессов сбора и внесения изменений в массивы Фонда НСИ, информационного обслуживания абонентов Фонда НСИ;

    построение обобщенной модели хранения НСИ и типовых схем интеграции АС в части НСИ;

    разработка программно-аппаратной архитектуры MDM-решения;

    настройка базовой MDM-системы и разработка дополнительного программного обеспечения;

    подготовка массивов НСИ (классификация, кодирование, выверка, нормализация);

    разработка организационных и регламентных документов по ведению Фонда НСИ;

    разработка методик перевода массивов НСИ на централизованной ведение;

    перевод массивов НСИ на централизованное ведение.

Преимущества предлагаемого подхода к созданию КСУ НСИ

К основным преимуществам подхода компании ЛМ Софт к разработке систем управления НСИ, относятся следующие:

1) Массивы НСИ разрабатываются в соответствии с общепринятым в международной практике подходом к описанию и кодификации объектов (каталогизации).

Каждая группа однородных объектов НСИ должна иметь стандартизованный шаблон опи­сания со стандартным базовым наименованием и фиксированным набором значений по ключевым характеристикам. Состав характеристик в шаблоне позволяет однозначно идентифицировать объект и присвоить ему идентификационный код. Перечни наименований групп, атрибутов описания элементов и их значений ведутся в формате словарей (справочников) в соответствии с регламентами, обеспечивающими их своевременную актуализацию, уникальность значений и соответствие нормативным требованиям, что снижает расходы на ведение массивов НСИ и интеграцию АС предприятия.

2) Проектирование системы осуществляется в соответствии с методологией комплекса ГОСТ 34 (Автоматизированные системы).

КСУ НСИ разбивается на функциональные подсистемы (ФП) по направлениям деятельности компании (материально-техническое обеспечение, управление основными фондами, управление контрактами, управление финансами и т.п.) и обеспечивающие подсистемы (программное обеспечение, информационное обеспечение, методическое обеспечение, организационное обеспечение и т.п.).

Каждая ФП отвечает за централизованное ведение комплекса взаимосвязанных справочников и классификаторов данного направления деятельности. Все ФП используют общие ресурсы, предоставляемые обеспечивающими подсистемами (ПО, интеграционные механизмы, организационную структуру и т.п.).

В результате внедрения системы в компании начинает функционировать единый автоматизированный централизованный Фонд НСИ, поддерживаемый едиными унифицированными видами обеспечения. Что снижает расходы на его сопровождение, добавление новых функциональных подсистем и развитие действующих.

3) При создании КСУ НСИ может быть использована любая промышленная программная система класса MDM. Вместе с тем компания ЛМ Софт предлагает собственный специализированный программный комплекс.

Комплекс LM Soft MDM реализован на базе сертифицированной ФСТЭК России версии платформы «1С: Предприятие».

Использование отечественной программной системы MDM решает задачу импортозамещения в части ПО, существенно снижает стоимость внедряемой КСУ НСИ (по сравнению с использованием систем MDM зарубежных производителей) и облегчает задачу создания систем управления НСИ в защищенном исполнении.

Эффекты от внедрения КСУ НСИ

Эффекты от внедрения КСУ НСИ можно разделить на две основные группы:

1. Экономические (количественные показатели, характеризующие результаты по направлениям деятельности ГК, в натуральном или стоимостном выражении):

    сокращение затрат на ведение НСИ;

    снижение стоимости поддержки существующих АС;

    сокращение времени внедрения новых АС;

    снижение стоимости интеграции АС;

    увеличение объема продаж финальной продукции и запасных частей;

    сокращение затрат на закупки материально-технических ресурсов;

    уменьшение складских запасов и неликвидов;

2. Управленческие (качественные показатели, характеризующие положительные изменения по направлениям деятельности ГК, которые сложно оценить в натуральном или стоимостном выражении):

    повышение достоверности аналитических данных;

    сокращение времени подготовки сводной отчетности;

    увеличение количества и степени подробности аналитических признаков;

    повышение эффективности процессов проектирования и производства;

    повышение эффективности процессов послепродажного обслуживания;

    повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

Дмитрий Гулько
Канд. техн. наук, президент
НЦИТ «Интертех»

Рассматривая проблему НСИ в контексте автоматизации бизнеса, важно понять, что вопреки распростаненному заблуждению НСИ не является частью ERP-системы: система НСИ предоставляет необходимый сервис всем бизнес- приложениям. А коль скоро это так, то известная концепция сервисно-ориентированной архитектуры оказывается очень плодотворной, когда речь идет о технологиях доступа к НСИ как со стороны различных бизнес-систем, так и состороны их пользователей.

«На данный момент в нашей компании существует столько-то разнородных информационных систем. Все они должны быть информационно связаны друг с другом, однако никак не решена проблема их интеграции. Мы пришли к выводу, что ключевая задача, которую необходимо решить для интеграции систем в единое информационное пространство, состоит в том, чтобы привести в порядок используемые справочники, прежде всего - справочник материалов...» Примерно так говорят практически все заказчики, обращаясь в НЦИТ «Интертех». В целом картина состояния нормативно-справочной информации (НСИ) на российских предприятиях выглядит печально (см. врезку «Проблемы сегодняшнего состояния НСИ»).

Одно из характерных заблуждений состоит в том, что система НСИ рассматривается не как самостоятельный надструктурный ИТ-компонент, а как «придаток» к той или иной ERP-системе. Вот и получается - сколько прикладных систем, столько и «придатков». На одном из крупнейших российских предприятий нефтехимического профиля при проведении обследования было обнаружено более 25 не связанных (!) справочников товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и сырья. О какой консолидации информации, о каком мониторинге и оптимальном планировании может в этом случае идти речь?

На наш взгляд компаниям пора понять, что НСИ - не элемент ERP-системы, а часть общекорпоративной ИТ-инфраструктуры. От качества и надежности основных данных (т. е. НСИ) во многом зависит и качество собственно управленческой информации. Ведь никто пока не отменял принципа GIGO (garbage in - garbage out, что в смысловом переводе означает: «Если информационный мусор на входе, то такой же мусор и на выходе»).

Если не часть ERP, то что же?

Нормативно-справочная информация - это прежде всего информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне, содержащий стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность предприятия.
Более узко - в ИТ-системах нормативно-справочная информация (основные, или мастер-данные) определяется как совокупность условно-постоянных данных, на которых базируются процессы формирования учетных документов в компании (учреждении). В отличие от текущей информации, относящейся лишь к конкретному документу, НСИ, как правило, используется в разных документах, имеющих отношение к различным бизнес-процессам. В ИТ-системах НСИ обычно бывает представлена набором справочников и классификаторов (см. врезку «Состав системы НСИ»).

Не следует забывать, что наряду с информацией как таковой система НСИ включает комплекс средств её поиска, хранения, обработки и распределения, методов ведения, поддержания в актуальном состоянии, а также совокупность организационно-распорядительных документов и регламентов, регулирующих использование и ведение данных НСИ.

Рис. 1 . Схема единой системы НСИ

Единая система НСИ

В настоящее время вполне можно говорить о том, что понятие системы НСИ в современном прочтении характеризуется централизованным хранением соответствующих данных в репозитарии, наличием корпоративных стандартов ведения и использования НСИ, постоянной актуализацией данных службой НСИ и конечно же автоматизированным процессом ведения данных и обслуживания запросов пользователей. Общая схема единой системы (ЕС) НСИ приведена на рис. 1.
И раз уж мы ведем речь об автоматизации, то свойством, тесно сопряженным с обслуживанием запросов пользователей, является обеспечение «информационными услугами» ERP-систем, как, впрочем, и других бизнес-приложений. Сервис, предоставляемый со стороны ЕС НСИ пользователям и ERP-приложениям, можно классифицировать следующим образом:

  • доступ и многофункциональный поиск основных (мастер-) данных;
  • запросы в службу ведения НСИ на изменение/добавление данных;
  • запросы в службу ведения НСИ на установление ссылок или переходных ключей;
  • функции ведения данных НСИ (корректировки и добавления), доступные экспертам - специалистам службы НСИ;
  • доставка (репликация) данных НСИ в прикладные системы - потребители мастер-данных по запросу или по событию.

Подчеркнем также: взаимоотношения между ЕС НСИ и локальной системой разумно устанавливать именно по модели предоставления услуг, а это еще раз свидетельствует о том, что НСИ не является частью ERP-системы. При этом важно, что реализация данного механизма предоставления информационных сервисов со стороны НСИ никак не может носить частного, локального характера. В каждой компании необходимо обеспечить использование всеми её службами и подразделениями единой унифицированной системы НСИ, оптимизированной с учетом реальных требований бизнес-процессов.

Проблемы
сегодняшнего
состояния НСИ

Опрос, проведенный «Интертех» в одной из крупнейших российских компаний, показал весьма характерную картину сегодняшнего состояния НСИ, свойственную практически всем предприятиям с масштабным бизнесом. Целью опроса было выявление основных проблем и недостатков текущего состояния НСИ и методов ее поддержки «как есть», т. е. до начала проекта внедрения ЕС НСИ. В скобках приводится процент опрошенных, отметивших тот или иной недостаток.

Недостатки контента НСИ:
неполнота, противоречивость, недостоверность или некорректность в наименованиях, описаниях и других атрибутах объектов (43%);
присутствие устаревшей информации в справочниках (42%);
неунифицированность наименований объектов (37%);
наличие в справочниках дублированных объектов (32%);
отсутствие необходимых связей между элементами НСИ (20%);
ошибки в структуризации объектов (13%);
отсутствие классификаторов для больших справочников НСИ (13%);
недостаточный учет информационных потребностей структурных подразделений и бизнес-процессов в массивах НСИ (23%).

Недостатки процесса ведения НСИ:
низкая оперативность обновления информации (67%);
вероятность несогласованного ввода и изменения основных данных в справочниках работниками различных структурных подразделений (32%);
недостаточная функциональность и степень автоматизации системы ведения НСИ (29%);
неэффективная и разрозненная служба НСИ (23%);
сложность ведения НСИ традиционными средствами ERP-систем (18%).

Требования и принципы построения
единой системы НСИ

С целью обеспечения использования всеми службами и подразделениями компании унифицированной системы НСИ следует учесть четыре группы требований.

Методологические - к разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов в рамках единой системы НСИ, к поддержанию данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Организационные - к единому регламенту использования справочников системы НСИ всеми службами и подразделениями компании и его сопровождения на основе уточненных требований к составу и структуре информации в справочниках.

Информационные - к составу и структуре информации в системе НСИ, а также к технологии ее ведения (вычистке, пополнению, корректировке).

Технические - к среде доступа пользователей к НСИ и работы экспертов службы ведения НСИ, к требуемому набору функций и информационных возможностей.

По сути всё вышеперечисленное является не чем иным, как требованиями к единой системе НСИ, но помимо этого можно говорить и о требованиях к данным этой системы. В таком случае очень важную роль играют критерии, которые на сегодня универсальны для любых типов корпоративных данных. Однако относительно к данным НСИ, жизненный цикл которых по определению превышает аналогичный цикл для оперативных данных, они имеют еще большее значение. Речь идет о полноте, непротиворечивости, корректности и актуальности. Вместе с тем помимо этих классических критериев (реализация которых на сегодня обеспечивается вполне отработанными методиками проектирования данных и надежными программными продуктами) существуют и более специфические, характерные именно для НСИ.

Это идентифицируемость и уникальность , которые обеспечивают однозначную и уникальную идентификацию данных, что необходимо для установления ссылок на них из других элементов НСИ и прикладных документов. Унификация позволяет применять единообразные правила написания/описания элементов НСИ, например, наименования материалов в справочнике ТМЦ, пользоваться унифицированным справочником единиц измерения (а не текстовыми полями в том же справочнике ТМЦ), использовать наименования контрагентов в соответствующем справочнике и т. п.

И, наконец, структуризация необходима для громоздких, многочисленных элементов/записей и информационных массивов, например справочника материально-технических ресурсов (МТР).

Состав системы НСИ

При рассмотрении структуры НСИ принято выделять следующие основные группы справочников.
1. Снабжение (материально-товарное обеспечение): справочник-классификатор ТМЦ (МТР, материалов), справочник контрагентов (поставщиков, производителей).
2. Сбыт: сбытовая номенклатура, тарифы на услуги, справочник клиентов (потребителей), справочники, используемые при подготовке договоров.
3. Финансы, бухгалтерия: справочники и классификаторы, используемые для учета активов и основных средств, бюджетирования, учета и контроля финансовых потоков, бухгалтерского и налогового учета; план счетов.
4. Производство, ТОРО: справочники технических объектов и оборудования, комплектующих изделий, запчастей, агрегатов и узлов, технологические карты и др.
5. Сервисы: справочник-классификатор услуг и работ, тарификаторы.
6. Оргструктура: справочники, описывающие оргструктуру компании, реквизиты подразделений, профили деятельности, взаимоотношения, подчиненность и т. п.
7. Кадры (трудовые ресурсы): нормативно-справочная информация, связанная с трудовыми ресурсами (управление персоналом, зарплата, социальные программы, обеспечение спецодеждой и т. д.).

Целесообразно также выделить принципы построения единой системы НСИ.

Корпоративность предусматривает необходимость использования ЕС НСИ в масштабе всей компании, ее структурных подразделений и предприятий.

Многоцелевое использование - система НСИ должна удовлетворять информационные потребности каждой функциональной группы пользователей, представляя ей индивидуально ориентированные срезы данных.

Полнофункциональность - ЕС НСИ должна компенсировать те или иные функциональные недостатки ERP- и других имеющихся в компании прикладных систем, связанные с поиском, обработкой и использованием НСИ.

Централизация функций хранения эталонного массива данных НСИ, ведения, создания новых и внесения изменений в существующие эталонные данные.

Адаптивность и масштабируемость системы по мере возникновения новых требований к составу и структуре данных НСИ с учётом организационных изменений в компании, изменений программно-технического ландшафта, увеличения нагрузки на информационную систему и числа пользователей.

Интегрируемость ЕС НСИ с существующими ERP- и другими корпоративными информационными системами.

Стандартизация и унификация форматов данных НСИ, способов их формирования и изменения на основе корпоративных организационно-распорядительных документов.

Преемственность - при первичном наполнении системы НСИ за основу берутся используемые в компании справочники и классификаторы, которые после консолидации и нормализации становятся её частью. Вновь создаваемые «эталонные» данные постепенно замещают старые.

Рис. 2. Этапы создания единой системы НСИ

Построение системы НСИ осуществляется поэтапно. В этой связи можно выделить консолидацию данных из прикладных систем, их гармонизацию, предусматривающую приведение данных к характерной для НСИ иерархической структуре с адекватной классификацией, а также переход на централизованное использование и ведение справочников, где задействуется служба НСИ. На рис. 2 показано три ключевых этапа построения системы НСИ.

Сервисно-ориентированная архитектура

Крупные компании (причём не только в России, но и в передовых странах по внедрению ИТ-приложений, таких как США, европейские государства и др.) по мере роста бизнеса, его диверсификации или перепрофилирования, укрупнения за счет слияний и поглощений сталкиваются с одними и теми же проблемами: в первую очередь это разноплатформенный (гетерогенный) ИТ-ландшафт, порождающий несогласованность информации в различных разобщенных корпоративных приложениях. Очень важно понять следующее: проблемы гетерогенного ИТ-ландшафта - это не только «историческое наследие». Это возможный путь развития .

Строить ли новую одноплатформенную универсальную суперсистему или пытаться использовать существующие ИТ-приложения, если они хоть в какой-то мере удовлетворяют потребностям бизнеса? Как построить корпоративную ИТ-стратегию, чтобы, с одной стороны, ИТ-обеспечение не отставало от растущего бизнеса компании, пополнялось новыми эффективными решениями, а с другой - сохранялись уже сделанные в ИТ-инфраструктуру инвестиции? Таковы извечные вопросы ИТ-директора.

Безусловно, отсутствие в крупных компаниях, на фоне гетерогенного ИТ-ландшафта, эффективной системы поддержки единой унифицированной НСИ - ключевая проблема автоматизации учетно-управленческих задач. Другая проблема - обеспечение взаимодействия эксплуатируемых систем. Третья - упорядочение, унификация функций (сервисов) в масштабе компании, устранение функционального дублирования. И, наконец, четвертая - возможность модульного наращивания ИТ-ландшафта «по кирпичикам».
Одним из подходов, дающих внятное решение упомянутых проблем, является сервисно-ориентированная архитектура (service-oriented architecture, SOA). При этом надо понимать, что SOA - это не какая-либо конкретная технология, а именно подход, концепция. Используемые в Web-сервисах технологии, стандарты и протоколы (SOAP, WSDL, UDDI и др.) нередко служат технологической основой SOA.

Еще в 2003 году в одном из отчетов Gartner было предсказано, что «...в 2008-м SOA станет превалирующим подходом в инженерии ПО, прекращающим 40-летнее доминирование монолитной ПО-архитектуры». В конце 2003-го журнал CIO Magazine провел опрос, в котором более 50% респондентов отметили, что они в той или иной степени заняты разработкой SOA. В марте 2004-го Smith Barney (аналитическое подразделение Citigroup), опросив сто ведущих CIO, выяснило, что SOA является главным приоритетом в области новых технологий. Основной целью перехода на SOA безусловно является сохранение инвестиций, вложенных и вкладываемых в существующий ИТ-ландшафт, а также:

  • пошаговое, эволюционное наращивание сервисов (приложений) по мере роста бизнеса и увеличения потребностей в ИТ-обеспечении, модульный принцип построения;
  • сшивка разноплатформенных приложений в единую информационно-управленческую среду;
  • платформенная толерантность, возможность сохранения существующих, в том числе устаревших, систем и платформ и включения в общекорпоративный ИТ-ландшафт разноплатформенных приложений «best-in-class» независимо от их платформы;
  • органичность, простота и надежность использования внешних сервисов (т. е. сервисов, предоставляемых внешними организациями на условиях аутсорсинга);
  • устойчивость, работоспособность системы в целом и других компонентов ИТ-инфраструктуры при сбое одной из систем.

Проблемы НСИ в интерьере SOA

Основу SOA составляет понятие сервисов, к которым принято относить отдельные законченные функции программного обеспечения, корпоративных приложений и систем (например, формирование заявки на приобретение материала, запрос информации об остатке материала на складе и т. п.). Сервисы составляют «кирпичики» всего ИТ-ландшафта. Важным требованием SOA является отсутствие жестких связей между модулями-«сервисами», что позволяет получить модульность программного обеспечения, возможность замены и совершенствования одних «сервисов» без изменения других. Все связи между ними, называемые «слабыми» (loosely coupled), сводятся к простым командам вызова одних сервисов другими, причем формат и синтаксис таких команд заранее предопределен. Однако необходимо иметь в виду, что подобное «слабое» взаимодействие между различными системами и сервисами достижимо только при условии, что все они используют единые унифицированные мастер-данные (НСИ), единые коды и т. п. Если такой унификации нет, соблюдение принципа «слабых» взаимодействий между «сервисами» невозможно.

Иными словами, унификация сервисов (функций) подразумевает унификацию основных данных (НСИ). Так, если сервис «формирование заявки на приобретение материала» поддерживается модулем «Заявочная кампания», написанным местным разработчиком ПО, а сервис «запрос информации об остатке материала на складе» - ERP-системой на платформе SAP R/3, то для учета остатков при планировании потребности (т. е. для смежной работы двух сервисов в одном бизнес-процессе) нужно, чтобы оба сервиса работали с единым справочником материалов (или, что по сути то же самое, со справочниками, полностью увязанными между собой посредством переходных ключей).

Рис. 3. Схема-фрагмент СОА

Еще одной важнейшей особенностью SOA является то, что «сервисы» могут быть доступны из любой точки корпоративной сети независимо от ее расположения - достаточно лишь иметь доступ к сети. Для хранения спецификаций и описаний «сервисов» в SOA предусмотрен так называемый регистр и репозитарий сервисов (РРС), где хранятся адреса доступа к каждому зарегистрированному «сервису», данные о его расположении в сети, описание правил вызова, регламенты его предоставления и т. п. Помимо собственно сервисов и информационной шины обмена запросами и данными, о чем очень часто говорят при обсуждении SOA, важнейшим компонентом этой архитектуры является портал, который значительно реже упоминается именно в контексте SOA.

Для примера на рис. 3 показана схема-фрагмент сервисно-ориентированной архитектуры приложений, участвующих в бизнес-процессе «Заявочная кампания»; здесь как раз можно видеть важнейшие компоненты SOA, в том числе РРС и портал. Кроме того, из этого рисунка понятна очевидная востребованность сервисов ЕС НСИ (компонент Master Data Managment, MDM) на протяжении всего процесса. При этом на схеме наглядно продемонстрирован механизм вызова сервисов и взаимодействия приложений в SOA.

Важно отметить, что одним из основных требований, определяющих SOA-подход, является возможность подключения всех корпоративных приложений, рассматриваемых как элементы SOA, к шине обмена. При описании же НСИ мы говорили о том, что между ЕС НСИ и ERP-системой устанавливаются отношения именно в форме предоставления информационных сервисов.

Рис. 4. Уровни ИТ-инфраструктуры
в сервисно-ориентированной архитектуре

Интересным на наш взгляд является выделение уровней ИТ-инфраструктуры в сервисной архитектуре. На рис. 4 показаны семь уровней, определяющих структуру «вглубь». Показательно, что данные НСИ составляют нижний уровень - «информационный фундамент» всей ИТ-инфраструктуры. Система управления НСИ (через MDM) может строиться на самостоятельной независимой платформе, состоять из нескольких бизнес-приложений (в том числе АРМ пользователя, АРМ эксперта, АРМ администратора) и предоставлять сервисы, доступные из корпоративной сети. Особо следует отметить, что такая сервисно-ориентированная архитектура весьма удобна при аутсорсинговой организации процесса ведения данных НСИ. При этом сотрудники компании, используя сервисы доступа к НСИ и обращаясь с запросами в службу ведения НСИ, получают требуемый уровень обслуживания (закрепленный в SLA-SLR), не задумываясь о том, где и кем обслуживается данный сервис.

Понимая необходимость создания единственного источника достоверной (эталонной) НСИ, правильность которой будет признаваться всеми потребителями НСИ в пределах компании и организаций системы «Транснефть» (ОСТ), руководство компании инициировало проект создания системы АСУ НСИ как один из приоритетных в рамках программы реализации IT-стратегии.

Централизованные справочники - это фундамент, на котором возводится все здание Тиражного комплекса. Поэтому Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ) была одной из первых систем, внедренных в рамках программы реализации IT-стратегии, - рассказывает руководитель проекта, главный технолог департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Сергей Строгов. - АСУ НСИ разрабатывалась в течение двух лет и была запущена в постоянную эксплуатацию в январе 2015 года. В создании системы принимало участие более 150 специалистов компании и подрядные организации.

Предназначение АСУ НСИ - обеспечение всех автоматизированных информационных систем компании и ОСТ эталонной нормативно-справочной информацией. Справочники АСУ НСИ лежат не только в основе информационных систем Тиражного комплекса, но и систем, эксплуатируемых в настоящее время в ОСТ.

В результате создания этой системы разработаны корпоративные регламенты ведения основных справочников, методики нормализации справочников, выполнено начальное наполнение справочников, созданы современные программные средства ведения и актуализации справочников.

Функции поддержания НСИ в актуальном состоянии возложены на отдел ведения НСИ ООО «Транснефть Финанс». Пользователи АСУ НСИ из ОСТ и компании, столкнувшись с нехваткой информации в справочнике, формируют запрос на добавление новых или изменение существующих записей в АСУ НСИ. Эксперты отдела ведения НСИ проверяют данные в запросах на соответствие методикам нормализации и другим документам, регламентирующим качество нормативно-справочной информации. В результате новая запись создается в справочнике или пользователь получает уточняющие вопросы и рекомендации по использованию текущих записей.

Справочник обязан отвечать нескольким параметрам - данные должны быть актуальными, полными и непротиворечивыми, - говорит начальник отдела ведения НСИ Дмитрий Морозов. - Для того чтобы добиться этого, в рамках АСУ НСИ мы решили задачи по разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов. Выстроили систему поддержки данных в актуальном состоянии, обеспечивающую их полноту, контроль целостности и непротиворечивости данных.

Как уже было сказано, данные НСИ изменяются на основании запросов пользователей.

Достаточно сказать, что ежедневно по всем справочникам поступает до пятисот запросов, а в период формирования в ОСТ планов закупки РЭН количество запросов пользователей НСИ (ответственных за планирование РЭН, закупщиков материально-технического обеспечения, тех, кто работает с документами по оперативному учету) увеличивается вдвое, - прокомментировал Дмитрий Морозов .

Система обеспечивает гибкие подходы к интеграции, и это снижает общие издержки на подключение новых систем. АСУ НСИ использует стандартные способы интеграции с Комплексной автоматизированной системой управления производственными активами (КСУА), Корпоративной информационной системой автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД), Системой электронного документооборота (СЭД), Модулем подготовки и хранения спецификаций (МПХС), КИС «Галактика», КИС «Флагман», Системой управления финансово-хозяйственной деятельностью «ИКАР» и другими системами.

В компании определены правила наименований и атрибутов элементов справочников АСУ НСИ, - рассказывает Сергей Строгов . - Сейчас к системе АСУ НСИ подключено 46 ОСТ и более 15 тысяч пользователей. АСУ НСИ - это основной рабочий инструмент для департамента организации и проведения торгов, департамента планирования РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем и других структурных подразделений.

АСУ НСИ: состав справочников

Сейчас в системе четыре основных справочника: «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Контрагенты», «Объекты», «Виды работ/ услуг». Основной объем работы пришелся на два первых справочника АСУ НСИ: «МТР» и «Контрагенты».

Основу справочника «МТР» составляет базовый классификатор, который включает более двух тысяч классов нижнего уровня. В основу была положена классификация, принятая в компании. Она была существенно детализирована в ходе разработки нового классификатора МТР и методик нормализации каждого класса.

Подход к реализации блока методических задач был типовой для такого рода проектов, - отмечает руководитель проекта от подрядной организации Олег Енин. - Однако в ходе реализации технических задач были предложены и разработаны уникальные для российского рынка решения, основанные на максимальной автоматизации разработанных методик. Прежде всего решение по автоматическому формированию наименований записей МТР по шаблонам, предусмотренным методиками нормализации. Пользователи выбирают значения основных характеристик МТР - наименование формируется автоматически.

Данное решение позволяет практически полностью исключить ошибки, вызванные так называемым человеческим фактором, и, как следствие, упростить процессы формирования запроса на новую запись пользователем АСУ НСИ и последующей обработки запроса экспертами отдела ведения НСИ.

В случае, когда необходимо поменять методики нормализации, например, при замене нормативного документа, снятия того или иного МТР с производства, добавления новых атрибутов в запись, формируется запрос отдельного типа. Данный запрос вначале рассматривают эксперты отдела ведения НСИ, затем кураторы от профильных департаментов ПАО «Транснефть».

Совокупность методического обеспечения и технических решений АСУ НСИ позволяет существенно снизить время обработки запросов в отделе ведения НСИ и обеспечить пользователей бизнес-подразделений нормализованной нормативно-справочной информацией в максимально сжатые сроки.

На данный момент объем справочника «МТР» превышает 1,2 млн. позиций, включая около 1 млн. позиций запасных частей, - оценивает проделанную работу Сергей Строгов . - В справочнике содержится не только номенклатура запчастей, но и ведется учет цен на них. Эта информация доступна всем ОСТ и позволяет более эффективно использовать финансовые средства компании.

Например, группа МТР «Автозапчасти, автошины и аккумуляторы» используется организациями системы «Транснефть» в процессе формирования лотов на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, специальной и дорожно-строительной техники.

Отдел транспортных средств и специальной техники департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем ПАО «Транснефть» ежегодно организует работу по актуализации производителей запасных частей, перечня выпускаемой продукции, наименования и ее стоимости, - приводит пример главный специалист отдела Алексей Крючков . - В период 2016-2017 годов в справочнике АСУ НСИ актуализирована продукция 170 предприятий-производителей. По результатам актуализации номенклатуры и стоимости в справочнике АСУ НСИ организации системы «Транснефть» ежегодно заключают с операторами консигнационных складов дополнительные соглашения на изменение стоимости запчастей.

Справочник МТР интегрирован с 33 информационными системами, которые эксплуатируются в 32 ОСТ.

Справочник «Контрагенты» содержит список всех юридических лиц, с которыми работают сотрудники компании и ОСТ. Исходными данными для справочника послужила информация из Системы Ведения НСИ OOO «Транснефть Финанс». С помощью методики нормализации были определены правила заполнения атрибутов записи контрагента. Справочник сейчас насчитывает более 90 тыс. записей.

АСУ НСИ решает задачу хранения актуальной информации и, самое главное, обеспечивает согласованность собственных справочников с общероссийскими и отраслевыми классификаторами и справочниками, такими как классификатор адресов КЛАДР, справочник банков «БИК ЦБ РФ», классификаторы стран мира, валют, единиц измерения, ОКАТО, ОКВЭД, - добавляет Дмитрий Морозов.

Таким образом, получается, что компания «Транснефть», государство и отраслевые предприятия говорят на одном понятном для всех языке.

Справочник «Контрагенты» интегрирован с 15 информационными системами, которые эксплуатируются в 14 ОСТ - с некоторыми организована интеграция с получением ответа-подтверждения о приемке записей, другие с помощью сервиса извлечения самостоятельно запрашивают информацию о контрагентах из АСУ НСИ по расписанию.

Справочник «Объекты» определен в Перспективной программе и обновляется ежеквартально на основании корректировок Программы. Он включает:

  • объекты Плана капитальных вложений ОСТ по Инвестиционной программе;
  • объекты Плана капитальных вложений по Программе технического перевооружения и реконструкции;
  • объекты Программы капитального ремонта;
  • объекты прочих капитальных вложений;
  • объекты Программы ликвидации.

Основной целью создания справочника являлась реализация функций тиражирования эталонных данных в информационные системы ОСТ. Изначально данные загружались из файлов MS Excel, направленных в отдел ведения НСИ. Сейчас настраивается интеграция с Корпоративной информационной системой управления программами (КИС УП) как поставщиком эталонных данных для дальнейшего тиражирования в информационные системы.

Справочник «Виды работ/ услуг» планируется использовать в Тиражном комплексе, в частности в Автоматизированной системе управления закупочной деятельностью (АСУ Закупки).

Это задел на будущее, - комментирует Сергей Строгов . - В нем отражается группировка работ и услуг. В его основу легли перечни работ и услуг, которые определены регламентами компании «Транснефть». Фактически - это «слепок» наших регламентов.

АСУ НСИ: развитие

АСУ НСИ - это «живая» и непрерывно совершенствующаяся система. С момента ввода в постоянную эксплуатацию выполнено более 400 изменений базового классификатора, специалистами службы технической поддержки реализовано порядка 750 улучшений, подключено 17 новых информационных систем.

Компанией инициирован проект по развитию функциональности АСУ НСИ, добавлению новых справочников. Так, в рамках проекта запланирована реализация автоматического сопоставления позиций справочника «МТР» с элементами реестра основных видов продукции (ОВП), который содержит перечень предприятий-производителей, прошедших инспекции комиссией ПАО «Транснефть», что позволит более эффективно ис- пользовать функциональность автоматического лотирования в АСУ Закупки. Добавляется справочник тарифных участков. Более полно и подробно будет вестись справочник ОСТ, включая структурные подразделения дочерних организаций. Запланирована интеграция с разрабатываемой Системой дистанционного обслуживания поставщиков (СДОП), что позволит подключить к АСУ НСИ внешних подрядчиков, а именно проектные институты.

Планируется развивать справочник МТР в части его централизованного применения. Задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — создать единую базу неиспользованных МТР. Данные будут поступать от всех ОСТ в систему АСУ Закупки, которая будет помогать в подборе вариантов их использования.

В силу различных причин в ходе производственно-хозяйственной деятельности в ОСТ МТР остаются неиспользованными, и не все они могут быть использованы в производстве на этом же предприятии, - рассказывает заместитель начальника отдела планирования и реализации планов РЭН ПАО «Транснефть» Алексей Украинцев . - Такие МТР выявляются структурными подразделениями ОСТ, подлежат включению в сводный перечень невостребованных МТР, и перед нами стоит задача вовлечь их в производство. С целью унификации данного процесса в августе 2016 года был обновлен соответствующий отраслевой регламент. Регулярно проводимые компанией контрольные проверки ОСТ также направлены на то, чтобы информация о неиспользованных МТР «поднималась» на уровень компании и была общедоступна всем заинтересованным пользователям. В настоящее время в целях вовлечения собственных неиспользованных МТР специалисты отделов материально-технического снабжения и отделов комплектации ОСТ проделывают большую работу. Однако, учитывая растущий объем информации, поиск вариантов применения МТР внутри компании целесообразней осуществлять с помощью информационной системы.

Безусловно, реализация такой задачи невозможна без эффективного обмена информацией о неиспользованных МТР и применения централизованного справочника и единой кодировки номенклатуры МТР. Поэтому интеграция учетных систем ОСТ с АСУ НСИ является в том числе первоочередным этапом создания механизма объективного и быстрого подбора возможных путей вовлечения невостребованных в ОСТ МТР.

Создание АСУ НСИ является одним из успешных проектов, реализованных в компании и сформировавших долгосрочную информационную поддержку существующих и перспективных информационных систем, - резюмирует заместитель директора департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Дмитрий Лебедев. - АСУ НСИ - это базовый элемент Тиражного комплекса, задачи которого - обеспечить использование единых корректных и актуальных справочных данных. В АСУ НСИ описываются и классифицируются данные, необходимые для выполнения бизнес-процессов, регламентируется деятельность компании.

Кристина Гутовец

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.