Монолог в литературе определение. Что такое монолог? Значение слова монолог в энциклопедии Кольера. Смотреть что такое "Монолог" в других словарях

μόνος - один и λόγος - речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога ; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Основные сведения [ | ]

Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Платон в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа - «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI - начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов . В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, - зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло , Томас Кид . Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя , стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»

Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме .

  • по драматургической функции :
    • технический монолог , рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
    • лирический монолог , повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
    • монолог-размышление , или монолог-принятие решения , монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
  • по литературной форме :
    • апарт , несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
    • стансы , поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
    • диалектика рассуждения , монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
    • поток сознания (внутренний монолог , не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
    • авторское слово , непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
    • диалог в одиночестве , диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

Монолог

  • по драматургической функции :
    • технический монолог , рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
    • лирический монолог , повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;
    • монолог-размышление , или монолог-принятие решения , монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
  • по литературной форме :
    • апарт , несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
    • стансы , поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
    • диалектика рассуждения , монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
    • поток сознания (внутренний монолог , не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
    • авторское слово , непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
    • диалог в одиночестве , диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Статья в «Кругосвете»

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Аквариум (рок-группа)
  • Гребенщиков, Борис Борисович

Смотреть что такое "Монолог" в других словарях:

    Монолог - (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия

    МОНОЛОГ - (греч., от monos один, и lego говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    монолог - речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 монолог исповедь (1) … Словарь синонимов

    монолог - а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монолог - МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов

    МОНОЛОГ - (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия

    МОНОЛОГ - (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь

    МОНОЛОГ - «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино

    Монолог - речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    "Монолог" - «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия

    монолог - (неправильно монолог) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Монолог с властью. Трагикомические хроники 2005 года , Виктор Шендерович , "Монолог с властью" - это публицистические выступления Виктора Шендеровича, одного из популярнейших российских журналистов и сатириков. Расположенные в хронологическом порядке, они дают… Категория: Другие издания Серия: Личное мнение Издатель:

противоположность диалога, составляющая с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. М. - выраженное в слове, в речи откровение высшей Правды.

Абсолютизация М. вытекает из абсолютизации инверсии, что тесно связано с отказом от диалога, с признанием его второстепенной значимости как формы освоения М. М. рассматривается как единственный источник Правды-истины, противостоящей заблуждению, бесовщине плюрализма. Его субъектом является тотем, его потомство, первое лицо, божество и т. д. Цель личности - партиципация к тотему, к его М. Поскольку М. рассматривается как воплощение единственно возможной Правды, его можно утверждать любыми средствами, включая насилие, истребление носителей кривды. Высшее социальное воплощение М. в крайнем авторитаризме, перерастающем в тоталитаризм, в воплощающем его первом лице, которое "весь народ за одного себя считает!" (Платонов А.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНОЛОГ

от греч.- один и - слово, речь, мысль) - относительно обособленный "отрезок" мысли или речи, тип мышления и разговора, образуемый в результате активной мыслительной и речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. определяется как внутриличностный мыслительный или речевой процесс. Для М. типичны относительно целостные отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность.

М., как тип коммуникации, в онтологическом смысле связан с присущим европейской классической философии разделением мира на субъект и объект. Традиционно субъект считается активным - познающим, воспринимающим, оценивающим объект; объект, в свою очередь, - воспринимаемым, постигаемым, зависящим от активности субъекта. В этом смысле М. противостоит диалогу как взаимному и равноправному общению двух или более сознаний, "межсубъектной" коммуникации.

С т. зр., разделявшейся многими мыслителями нашего столетия, такими как М. Бубер, Г. Марсель, ?. ?. Бахтин, европейская классическая философия была именно "философией монолога". Но они полагали, что "монологическое" мышление в философии не было исконным и видели в нем, скорее, искажение и деформацию, нежели воплощение традиции - традиции философии, которая сама вырастает из диалога и многим обязана ему и своим методом "диалектики", и своей проблематикой, и, возможно, самим пониманием бытия.

Но человеческое сознание не может быть полностью самотождественным и самозамкнутым, и в этом смысле любой М. в той или иной степени диалогизирован. "Обращенный" М. содержит риторические вопросы, которые стремятся повысить духовную активность адресата, в М. включаются диалогизмы и т. п. приемы. М. осуществляет реальное общение; носитель речи в этом случае направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, хотя двусторонний контакт говорящего и слушающих слабо выражен, их "роли" строго разграничены и остаются неизменными. Что же касается "уединенного", "внутреннего" М., то он осуществляет, как выражается Ю. М. Лотман, автокоммуникацию по типу "Я - Я" в противоположность диалогической коммуникации по типу "Я - Ты". Тем самым, Лотман актуализирует древнюю культурно-философскую традицию, приписывающую особое значение "разговору со своей душой". Для последовательного описания этого случая очень важно учитывать представление о "полифонии" сознания, разработанное М. М. Бахтиным, полагавшим, что не может быть "смысла в себе" - он существует только для другого смысла.

В данном диалоге каждая реплика начинается с новой строки и тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры (рис. 3).

Рис. 3. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог ()

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок» (рис. 4).

Рис. 4. Пример диалога в сказке «Теремок» ()

Мы познакомились с диалогом и монологом, узнали, что монолог - это речь одного человека, а диалог - двух или нескольких.

Домашнее задание

  1. Что такое монолог и его цель?
  2. Что необходимо для диалога?
  3. Придумайте диалог к рисунку.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Shpora07.narod.ru ().
  2. Thedifference.ru ().
  3. Detskiysad.ru ().

МОНОЛОГ в литературе - довольно пространная речь одного персонажа, как правило, не второстепенного, хотя есть исключения: у Гоголя слуга Хлестакова Осип в одиночестве рассказывает (по сути, публике) о петербургской жизни и о своем барине. Преимущественно подобные монологи практикуются в драме, со временем все больше потесняясь диалогами. Классицисты не думали о правдоподобии монологов, многоречивость высоких трагических героев утверждала их именно как высоких, необычных, способствовала торжественности речи. У А.С. Грибоедова монологи Фамусова и Чацкого уже реалистически мотивированы: первый считает себя вправе учить молодежь, второй после долгого отсутствия в Москве еще не наговорился среди людей исконно близкого ему круга, находится “не в своей тарелке”, озабоченный холодностью любимой Софии и ее тайной, и провоцируется на спор становящимся ему все более чуждым окружением; Репетилов с его длиннейшим монологом - просто болтун, любитель “пошуметь”, вызывающий насмешку по-своему куда больше “нашумевшего” Чацкого.

Различают монологи уединенные и обращенные. Уединенные монологи не обязательно произносятся в полном одиночестве (монолог Осипа - прием откровенно условный), возможна психологическая изоляция: те же Чацкий и Репетилов продолжают говорить, не замечая, что их уже не слушают (соответственно характерам персонажей это имеет смысл в первом случае драматический, во втором - комический). “Обращенные монологи, подобно репликам диалога, включены в сферу межличностного общения и определенным образом воздействуют на адресата. Ho они не требуют от него сиюминутного отклика, даже исключают его”. Это следствие многовековой традиции длительного устного общения и воздействия на окружающих, существовавшей до распространения массовых технических средств коммуникации. Тогда действительно нередко говорили больше и дольше, чем сейчас, а собеседники и вообще присутствующие умели терпеливо слушать, если их не доводили до затыкания ушей, как неуемный Чацкий Фамусова.

В эпосе Нового времени больше распространены внутренние монологи. Это, как и уединенный монолог в драме, условность, но другая, лишь по современным привычным представлениям более правдоподобная: всеведущий автор знает, что думает про себя персонаж, и якобы точно передает внутреннюю речь, например, Раскольникова - сбивчивую, нервную. И.С. Тургенев идти на такие условности не хотел, предпочитал внешние формы выражения психологии, но в напряженный момент повествования, в сцене дуэли, и он передает мысли своего героя: “Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...” Ho это передача именно мысли, анализа персонажем своего ощущения и решения о реакции на него, а не попытка найти понятийный эквивалент для передачи самого ощущения в его конкретике.

Непревзойденным мастером художественного воспроизведения не только мыслей и переживаний, но и ощущений, сложных ассоциаций был Л.Н. Толстой. Вот внутренний монолог Николая Ростова, обыгрываемого в карты Долоховым. “Ведь он знает, - говорил он сам себе, - что значит для меня этот проигрыш. He может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил... Ho и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, - говорил он сам себе. - Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно, когда я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой, я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я все так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось и что такое совершилось? Я здоров, силен и все тот же, и все на том же месте. Нет, это не может быть! Верно, все это ничем не кончится”. Мысли и чувства Ростова мечутся, ему страшно, ему непонятно, что с ним происходит. Однако передано его состояние вполне логичными синтаксическими конструкциями, иногда явно не собственными словами персонажа (“Чем ознаменовалась эта перемена?”). Николай, конечно, не обдумывает форму рук Долохова и их ловкость, но он видит их, сигнал в мозг идет, а въедливый автор этого не пропускает. Ho, как видно из примера, внутренние монологи толетовских персонажей - тоже условность, не буквальное, а очень тонкое косвенное средство передачи психологии.

В XX в. не без влияния Толстого на Западе распространилась литература “потока сознания”, “стали появляться романы, героем которых выступало человеческое сознание (Дж. Джойс, М. Пруст и др.). Здесь внутренний монолог дарит над всем и вся, и мир находится как бы внутри сознания”. Разумеется, это еще одна условность, хотя, например, Джойс отказывается от относительной логической упорядоченности “потока сознания” и от пунктуации, которая есть принадлежность графики, письма.

Любое произведение допустимо считать авторским монологом, если признавать монологи письменные. Письменный монолог может быть имитацией или подражанием устному. В романтической лирике Лермонтова многие стихотворения строятся по типу театральных монологов. Эти монологи, как совершенно ясно, - совсем не то, что вообще любое произведение литературы. Есть в поэзии и монологи “ролевые”, например, “Завещание” М.Ю. Лермонтова и, кроме первой строфы, его же “Бородино”.