Г уоллес. Биография. Стадии творческого мышления г. Уоллес

    агглютинация- создание нового образа из частей других образов;

    гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта и его частей;

    схематизация- сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

    акцентирование- подчеркивание особенностей объектов;

    типизация- выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфордвместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    беглость;

    гибкость;

    оригинальность;

    точность.

Развитию воображения способствуют:

    ситуации незавершенности;

    разрешение и даже поощрение множества вопросов;

    стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

    билингвистическийопыт;

    позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

    конформность;

    неодобрение воображения;

    жесткие полоролевые стереотипы;

    разделение игры и обучения;

    готовность к изменению точки зрения;

Функции воображения

    представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

    регулирование эмоциональных состояний;

    произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

    формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

    планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Творчество -процессдеятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Виды и функции творчества

    производственно-техническое

    изобретательское

  • политическое

    организаторское

    философское

    художественное

    мифологическое

    религиозное

    повседневно-бытовое и т.п.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Факторы, мешающие творческому мышлению

    некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

    внешняя и внутренняя цензура

    ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

    желание найти ответ немедленно

Стадии творческого мышления г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

    Инкубация - временное отвлечение от задачи.

    Озарение - появление интуитивного решения.

    Проверка - испытание и/или реализация решения.

30,31,32,33 билет

Понятие группы. Их классификация. Сплоченность и эмоционально – психологический климат в группе

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимыйсоциальный признак, основанный на их участии в некоторойдеятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальнымисоциальными институтами.

Виды групп

    Большие (входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

    Средние (относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    Малые (относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.)

Структура социальных групп

Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и"периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

«Скорее печатай свой труд - иначе тебя опередят!» - постоянно повторяли Дарвину друзья. Великий ученый и не подозревал, до какой степени они были правы. Ведь еще один человек, изучая законы природы в дебрях Юго-Восточной Азии, на другом конце планеты, пришел к тем же выводам, что и он. Момент истины наступил в начале лета 1858 года Дарвину неожиданно пришел пакет с Малайских островов. В посылке находился очерк 35-летнего англичанина Альфреда Уоллеса, который просил именитого коллегу рассмотреть его теорию… естественного отбора.

В тексте излагались в точности те же мысли и выводы, к которым пришел Дарвин в течение долгих исследований и раздумий: в мире животных и растений идет постоянная жестокая борьба за существование, и преимущество на стороне тех особей, у которых есть какие-то полезные отличия.

Вот она - движущая сила эволюции. Дарвин был потрясен до глубины души. Он уже много лет работал над своим трактатом. Почему так долго? Потому что понимал что публикация труда вызовет яростные споры, рассматриваемая в нем теория развития всего живого на Земле задевает «честь» человека. Ведь согласно ей «венец творения» произошел от обезьяны.

Чарльз Дарвин оказался перед сложной дилеммой: скрыть очерк Уоллеса, а самому быстро опубликовать свою рукопись или отдать пальму первенства никому не известному натуралисту? Первый вариант был для Дарвина неприемлем. Второй, впрочем, тоже. Да и думать долго нельзя - вдруг найдутся еще какие-нибудь новые авторы? Тогда труд всей жизни пропадет.

Выручили друзья - геолог Чарльз Лайель и ботаник Джозеф Гукер, предложив компромисс. Они посоветовали, как можно скорее отправить в Линнеевское общество обе работы - короткое извлечение из его собственной книги и очерк Уоллеса. Они же и сочинили дипломатичное послание к секретарю общества. «Дорогой сэр, - писали они. - Прилагаемые работы касаются вопроса об образовании разновидностей и представляют результаты исследований двух неутомимых натуралистов - мистера Чарльза Дарвина и мистера Альфреда Уоллеса».

Дарвин ничего не имел против такого соавторства. Наоборот, он всячески нахваливал работу коллеги и даже признал, что она написана лучше - ясно, доказательно и легко. Соперник оказался ему под стать. С той же джентльменской почтительностью Уоллес ретировался в тень ученого, как только узнал, что тот давно работал над той же самой теорией. «Если мистер Дарвин так хорошо разработал этот вопрос, я не настаиваю на праве первенства», - ответил Уоллес на запрос из Лондона. И в 1859 году, через год после представления работ в Линнеевском обществе, вышла знаменитая книга «Происхождение видов». На ее титульном листе красовалось имя автора - Чарльза Дарвина.

Сегодня об Альфреде Уоллесе знает только узкий круг ученых, хотя он немало сделал для науки. Говоря о его заслугах перед ней, достаточно сказать о «Линии Уоллеса». Жизненные пути Дарвина и Уоллеса во многом схожи. Разница, пожалуй, только в том, что первый был из богатой семьи, а второй - из бедной. Поэтому ему было труднее добиваться цели и больше приходилось думать о хлебе насущном. Любопытно, что ни тот, ни другой не получили специального биологического образования.

Да, как это не удивительно, Дарвин не был дипломированным биологом!
Вначале он учился на врача в Эдинбургском университете, потом - на священника в Кембридже. А познания в области естественных наук получил благодаря друзьям-естествоиспытателям. С одним ловил рачков и моллюсков, с другим изучал птиц, с третьим - лошадей. Но с особенным азартом Дарвин собирал жуков.

В систематических занятиях естественными науками ему помог ботаник и минералог Джон Генсло. Он и совершил впоследствии окончательный переворот в жизни ученого, порекомендовав его в качестве натуралиста для кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Уоллес, как и Дарвин, в начале пути воспылал любовью к жукам. Да причем такой, что отправился за ними на другой конец планеты - в Южную Америку. Впрочем, случилось это только после того, как он попробовал себя на других поприщах. Знакомство с Генри Бэтсом, сыном чулочного торговца, увлекавшимся ловлей насекомых, направило энергию Альфреда в нужное русло. Бэтс был проворным малым и научился неплохо зарабатывать, продавая любопытные экземпляры насекомых коллекционерам. Уоллес оказался способным учеником и быстро наловчился находить наиболее «товарные» особи.

Пересмотрев все карты, молодые охотники всерьез решили отправиться в путешествие за океан. Надо было только подкопить денег. И накопили! Брат Уоллеса тоже не устоял перед перспективой увидеть новые земли.
Вскоре настал день, когда трое молодых людей ступили на борт корабля, отплывавшего в Южную Америку. Так началась жизнь, полная приключений и открытий.

Четыре года трое путешественников мокли в болотах и жарились на солнце, устраивая настоящие облавы на тамошних насекомых. Доставалось не только жукам, бабочкам и стрекозам, но и попугаям, а при случае - даже кайманам. Охотники увертывались от ядовитых змей и успевали убежать от хищников, но их подстерег более коварный враг. Сначала от желтой лихорадки умер брат Уоллеса. А потом и он сам почувствовал, что здоровье стало сдавать. Только Бэтсу было все нипочем. И приятели решили, что Бэтс останется в джунглях, а Уоллес, нагруженный коробками с коллекциями, отправится в Англию.

Доставить коллекцию в Европу не удалось. На корабле посреди океана произошел пожар, Уоллес вместе с матросами едва успел спрыгнуть в шлюпку. Лодку мотало по океанским волнам десять дней, их спасли чудом. Вернувшись в Лондон, Уоллес написал две книги о путешествии в Бразилию. Благодаря им он вошел в круг британских натуралистов, устроивших ему новое путешествие - на Малайские острова. Как и Дарвин, он пришел в изумление от удивительной природы тропических островов.

Многочисленные «почему» не давали исследователю покоя. Вот летит прекрасная бабочка орнитоптера. Какая красавица! Наверняка это самец, ведь самочка, наоборот, совсем не такая яркая. Интересно, почему? Разный окрас и у райских птиц. Иногда не сразу и поймешь, что это такое - вид или разновидность. Некоторые экземпляры так не похожи на своих сородичей, что возникает предположение: может, так появляется новый вид?

Подобные вопросы терзали и Дарвина, но если он пришел к открытию путем логических рассуждений, то Уоллес постиг истину в горячечном бреду. Мучаясь от приступа лихорадки посреди малайских джунглей, он увидел страшный сон. Будто бы его несло по волнам в той лодке, в которой он очутился после кораблекрушения на пути из Бразилии, но вокруг него жались друг к другу не матросы, а орангутанги. Над их головами порхали орнитоптеры, а райская птица норовила сесть на корму. Очнулся он, когда вынырнувший из воды английский экономист Томас Мальтус, заглянув в лодку, воскликнул: «Что это тут у вас?! Да это настоящее перенаселение! У вас тут борьба не на жизнь, а на смерть!». Еще в Лондоне Уоллес ради интереса прочитал книгу Мальтуса о перенаселении, и запавшие в его подсознание слова «борьба за существование» теперь обрели смысл. Борьба, в результате которой производится… отбор. Наконец-то слово найдено!

Теперь Уоллес видел многочисленные подтверждения тому, что в природе идет жестокая борьба, в результате которой выживает сильнейший. Поняв это, Уоллес, в отличие от Дарвина, не стал откладывать дело в долгий ящик. Он тут же изложил на бумаге свои умозаключения о происхождении видов и отправил в Лондон.

Остается только удивляться хитросплетению обстоятельств. Не направь Уоллес письма непосредственно Дарвину, вполне возможно, что его выводы просто бы проигнорировали. Члены уважаемого Линнеевского общества отмахнулись бы от открытия безвестного исследователя, назвав его полной чушью. Сам Дарвин, не получи он очерк от соперника, может быть, так и не рискнул бы опубликовать свой труд.

Вернувшись в Англию в 1862 г., Уоллес сразу предложил великому ученому помощь. «Я ваш верный ученик, - сказал он. - Если вам нужны сведения по фауне и флоре Малайского архипелага, я в любой момент предоставлю вам все записи».

Уоллес и не думал претендовать на авторство, а его приверженность новой теории стала настолько сильной, что он даже умудрялся переспорить Дарвина и привести более четкие доводы. К примеру, он никак не хотел соглашаться с версией «полового отбора», полагая, что главной движущей силой эволюции является все-таки борьба за существование. «Да Уоллес еще больший дарвинист, чем сам Дарвин!» - смеялись ученые.

Дарвин и Уоллес не сошлись только в одном вопросе. Второй категорически отказывался признавать, что человек произошел от обезьяны. Откуда у дикаря такой большой мозг, если он живет в тех же условиях, что и животное? Нет, между человеком и животным - огромная пропасть, и здесь не обошлось без вмешательства Творца! Уоллес твердил: «Объясните мне, как у человека образовалась душа». «Дарвиновский адвокат» Хаксли ему отвечал: «Какая душа? Покажите мне ее».

Ирония судьбы в том, что Дарвин, сам того не ведая, некоторым образом опровергнул собственную теорию. Когда на его пути вдруг возник Уоллес, он мог бы, подобно представителям животного мира, затоптать соперника и выйти победителем. Средства для этого у него имелись. Но Дарвин этого не сделал. Почему? Ему не позволила совесть. Что такое совесть? В какой части тела она «обитает»? Может быть, в душе? Дарвин умер, не признав существование этой «непонятной субстанции». Два ученых так и остались каждый при своем мнении в вопросе о происхождении человека.

Уоллес, который в последние 20 лет жизни всерьез увлекался спиритизмом, однажды решил вызвать дух великого атеиста, чтобы продолжить с ним спор о происхождении человека. Дух Дарвина оказался сговорчивее его самого. После сеанса Уоллес радостно вбежал в кабинет Гукера и сообщил: «Он сказал мне, что я прав! Да-да, сам Дарвин! У человека есть душа, и она не поддается законам естественного отбора!». Скептическая ухмылка Гукера не смутила Уоллеса. Он был совершенно счастлив - наконец-то он и его кумир пришли к полному согласию.

No related links found



"Самый влиятельный неудачник" политики США в 20-м столетии (как назвали его биографы Дэн Картер и Стивен Лешер), он баллотировался на пост Президента четыре раза, трижды вступал в партию Демократов и один раз - в Американскую независимую партию. В период устранения последствий расовой дискриминации в Америке, Уоллес запомнился многим, как популист сегрегации, хотя позднее он пересмотрел свои взгляды, и его убеждения изменились.

Первый из четверых детей в семье, Уоллес родился в округе Барбор, Алабама. В то время его родители, Джордж Корли Уоллес и Мозелл Уоллес, жили в небольшом селении Клио, на юго-востоке Алабамы. Джордж Уоллес получил своё имя в третьем поколении. Но поскольку его родителям не нравилось добавлять слово "младший", они звали его Джордж К., чтобы отличить его от отца Джорджа и деда, доктора Уоллеса.

Отец Уоллеса в своё время бросил университет и решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству. Это как раз был период Первой Мировой Войны и цены на сельскохозяйственные продукты были довольно высоки. Однако в 1937 году, после смерти мужа, мать Уоллеса была вынуждена продать все земли, чтобы выплатить закладные.

Несмотря на то, что детство Уоллеса прошло в нищете, с десяти лет он заинтересовался политикой. В 1935 году он стал победителем в дебатах, которые проводились Сенатом Алабамы. Тогда же у него появилась твёрдая уверенность в том, что однажды он станет губернатором.

В 1945 году Уоллес был назначен помощником главного юрисконсульта правительства Алабамы, и в мае 1946 стал членом Палаты представителей. В то время он достаточно умеренно относился к расовой проблеме. В 1948 году, выступив в качестве делегата на Национальном съезде демократов, Джордж не стал присоединяться к Южному протесту, несмотря на то, что сам находился в оппозиции к предложенной Президентом Гарри Трумэном программе гражданских прав. Оказавшись конформистом среди демократов ("Диксикратов"), Уоллес выступил в поддержку губернатора Южной Каролины - Строма Турмонда, который метил в президенты. В 1963 году, став губернатором, Джордж оправдал свои политические действия.

В 1968 году Уоллес продвигал свою кандидатуру на пост президента, представляя Американскую независимую партию. Он надеялся, что воздействие на Палату представителей, поможет ему получить дополнительное количество голосов и больше влияния.

Ричард Никсон беспокоился, что Уоллес может забрать голоса, которые потенциально могли быть отданы за кандидата демократов, вице-президента Губерта Хамфри. Некоторые демократы опасались, что Джордж обратится к производственным рабочим, и, таким образом, обойдёт Губерта в штатах Огайо, Нью Джерси Мичиган. Уоллес запустил кампанию "закона и порядка", похожую на программу Никсона.

В то время как Уоллес направил свою деятельность на пять южных штатов и, по предварительным данным, набрал 10 млн. потенциальных голосов, Никсон получил 301 избирательный голос – более, чем достаточно, чтобы победить в выборах.

Лучшие дня

Уоллес остаётся последним НЕдемократом и НЕреспубликанцем, принимавшим участие в выборах.

Джордж стал первым человеком, достигшим этого, после Гэри Бирда, независимого сторонника сегрегации, который баллотировался на пост президента в 1960 году. (Джон Хосперс, 1972, Рональд Рейган, 1976, Ллойд Бентсен, 1988 и Джон Эдвардс, 2004 - все они получили некоторые голоса из-за вероломства избирателей, но никто из них не "выиграл" этих голосов).

Первая жена Джорджа Уоллеса, Лурлин Брегам Уоллес, стала первой (и пока вплоть до 2009 года - единственной) женщиной, избранной губернатором Алабамы. Чета обзавелась четырьмя детьми: Бобби Джо Парсонс (1944), Пегги Сью Кеннеди (1950) , Джордж III, или Джордж-младший (1951) и Ли Дэй (1961). После смерти Брегам младшие дети, в возрасте восемнадцати, шестнадцати и шести лет, были отправлены на попечение семьи старшей сестры (которая к тому времени вышла замуж и покинула отчий дом) и к друзьям.

Сын Уоллесов, Джордж Уоллес-младший, стал республиканцем и занялся активной политической деятельностью в Алабаме. Дважды он избирался казначеем штата. Также он стал членом комиссии по вопросам обслуживания населения, прежде чем он был назначен вице-губернатором.

4 января 1971 года Уоллес вступил в брак с Корнелией Эллис Снивли (годы жизни: 1939-2009), племянницей бывшего губернатора Алабамы Джима Фолсома, которого называли "Большим Джимом". Привлекательная Корнелия была публичной личностью. В 1978 году пара развелась. 8 января 2009 года, будучи в возрасте 69 лет, вторая миссис Уоллес умерла.

В 1981 году Уоллес женился на Лизе Тайлер, исполнительнице кантри. В 1987 году брак распался.

четырежды кандидат в президенты США.
Михаил Храмов 08.02.2018 11:11:39

Очень уважаю Джорджа Уоллеса. Американского политического деятеля и южанина. Он был антикоммунистом, расистом и выступал за сохранение расовой сегрегации в южных штатах. Я считаю он во многом прав. Ликвидация расовой сегрегации в южных штатах и во всей остальной Америки, ни к чему хорошему не привела. Негры начали переезжать в города, вытеснять белых Явный пример это город Детройт. Раньше этот город был очень успешным,там работали заводы. Вся автомобильная промышленность была сосредоточена в Детройте. Но демократичные леваки-недоумки в 60-е годы решили что нужно негров переселить из сельской местности в Детройт. Негры начали создавать гетто, работать конечно же они и не собирались. В Детройте негры начали насиловать местных белых женщин, грабить и убивать. И к чему же это привело? Белые люди стали покидать успешный промышленный Детройт и переселяться в пригороды или другие города. По данным переписи жителей Детройта в 1940 году 90 составляли белые, в 1950-е 83, 1970 году 55, в 1990 году - 22, 2010- 10. Сейчас Детройт это город призрак. И такое ведь происходить в некоторых городах США. Белые американцы ни когда не смогут жить с неграми, да и не должно такого быть. Ликвидация расовой сегрегации это большая ошибка для США. И кстати Джордж Уоллес в 1968 году на президентских выборах выдвигался от Американской Независимой партии и победил в штате Луизиана, Джорджия, Миссисипи, Алабама и Арканзас.

После того как я посетил Вас в прошлую среду, я с неослабным интересом размышлял о Ваших словах относительно мира в мировой экономике, и о том, как Вы выразили эту мысль в символической форме. Использование символа, вокруг которого могли бы синтезироваться общечеловеческие цели, всегда представлялось мне наиболее удачным и эффективным способом достижения идеала.
По этой причине проект Знамени Мира Николая Рериха, который я представлял Вашему вниманию и которым я интересуюсь вот уже на протяжении ряда лет, кажется мне воплощением по-настоящему жизненного плана. Он предполагает объединение народов на основе взаимного охранения тех ценностей, по поводу которых не может быть никаких противоречий. Речь идет о ценностях культуры. Подобно Красному Кресту, который вызывает у всех народов единые чувства, связанные с физическим благосостоянием, Знамя Мира может символизировать всеобщую заботу о духовном и культурном благосостоянии.
Питая глубокое уважение к идеалам, определяющим Ваш подход к странам мира, а также к Вашей глубокой проницательности, проявляемой в этой области, я почувствовал необходимость приступить к обсуждению этого вопроса. На мой взгляд, здесь имеется возможность, которую следует использовать безотлагательно, особенно в связи с намеченным на ноябрь Третьим международным съездом по Знамени Мира Рериха, который Музей Рериха планирует провести в Вашингтоне.
Действительно, в последние годы интересы всех стран сводятся к тому, чтобы урегулировать свои внутренние дела и ради достижения этой цели они предпринимают шаги, направленные друг против друга. Это выражается в форме повышения тарифов, импортных квот, квот по курсам валюты и множестве других приемов с сильным националистическим уклоном. И хотя некоторые из этих действий могут быть до поры до времени оправданы, просвещенным представителям даже самых националистически настроенных государств все же следует признать, что как бы ни были велики временные препятствия к достижению мира, не должно существовать барьеров для тех основополагающих ценностей, которые выходят за рамки национальных границ и относятся к предметам культуры.
Мне думается, что в настоящее время мир, быть может как никогда прежде, обращает свои взоры к возглавляемой Вами Америке в поисках новых путей, выводящих из старых лабиринтов. И если сейчас наша страна объявит об уважении культурных достижений всех народов и своем участии в защите и сохранении этих достижений, это прозвучит с особенной силой.
Ввиду моей осведомленности о Знамени Мира, которым я очень интересуюсь со времени обнародования этого проекта в 1929 г., мне хотелось бы вкратце изложить его историю и суть.
Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей, забота о сохранении которых занимает Николая Рериха еще со времени его археологических раскопок в 1904 г. Говоря кратко, этот план предусматривает, чтобы образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, произведения искусства, летописи культуры, а также все места и памятники, имеющие культурное значение, считались нейтральными и признавались в качестве таковых как в военное, так и в мирное время. С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя, с помощью которого должны быть отмечены университеты, соборы, храмы, специальные коллекции, библиотеки и другие культурные центры. Знамя Мира представляет собой вполне осуществимый на практике проект, подтверждением чего служит пример организации Красного Креста.
Со времени обнародования в 1930 г. проект Знамени Мира достиг значительного прогресса, будучи рассмотрен правительствами, международными юристами, культурными учреждениями и отдельными известными деятелями культуры во всем мире. В мае 1930 г. Международное управление музеев при Лиге Наций безоговорочно одобрило план, связанный со Знаменем Мира. В то же время проявляемый многими странами интерес к этому проекту привел к основанию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха – постоянной организации, сформированной для дальнейшего продвижения Знамени Мира. По инициативе этой организации в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две международные конференции, сопровождаемые выставками, в которых приняли участие двадцать две страны, что привело к основанию в Брюгге Фонда Рериха за мир, науку, искусство и труд. Обе конференции прошли под патронажем президента Постоянного Международного Суда в Гааге д-ра М.Адачи. На обеих конференциях было выражено глубокое сожаление по поводу равнодушия, проявленного к обеим конференциям со стороны администрации Гувера. Этот факт выглядит тем более прискорбно, если учесть, что данный план был разработан одним из американских учреждений. Музей Рериха проявляет озабоченность тем, что инициатива в этом проекте, столь гуманном по своим целям, может быть потеряна Америкой. Поэтому было принято решение, что в ноябре этого года в Вашингтоне будет организована Третья конференция по Знамени Мира.
С 1929 г. осуществляется широкомасштабная поддержка Пакта различными организациями и частными лицами, что говорит о серьезной заинтересованности в этом проекте самых широких кругов. С позиций международного права, кроме доктора Адачи, поддержку Пакту Рериха и озабоченность по поводу его принятия выразили такие авторитетные личности, как член Постоянного Международного Суда доктор Антонио де Бустаманте; бывший президент и нынешний член этой же организации профессор Б.Лодер; бывший министр образования Российской империи, международный юрист барон Мишель де Таубе; вице-президент Института международного права профессор Альфред Жоффр де Ла Праделль и доктор Георгий Шклявер. Пакту оказали поддержку и такие имеющие широкую известность деятели, как Главный маршал Франции г-н Лиоте, Папа Пий , президент маршал фон Гинденбург, президент Масарик, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, А.Эйнштейн, Р.Тагор, М.Метерлинк, Дж.Боше, Раман и другие. Кроме мировых университетов и культурных центров, оказавших поддержку Пакту, следует особо упомянуть Международный Красный Крест в Женеве, поскольку по своей сути Пакт Рериха является организацией, аналогичной Красному Кресту. Широкая поддержка Пакта женщинами всего мира была выражена в единодушном одобрении Генеральной Федерации женских клубов. Особенно проникновенным мне кажется мнение, которое было выражено по этому поводу г-жой Рузвельт: «Я считаю, что идеалы, заключенные в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений».
Хотя Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войны, еще более важным представляется то, что его конструктивные аспекты могут служить в качестве профилактики против самой войны. Этот проект предусматривает регистрацию мировых культурных ценностей с целью осуществления их постоянной охраны. Он предполагает создание конструктивной образовательной программы, в первую очередь для молодежи, в которой будет дана высокая оценка культурных ценностей других народов. Он включает в себя формирование Лиги старинных городов Искусства. Эта идея получила развитие на основе Пакта и предполагает, что такие города, как Падуя, Рим, Руан и другие, могут целиком войти в эту Лигу, которая поможет оградить их от войны.
Зная о Вашем интересе ко всему, что связано с новыми и непредвзятыми подходами к насущным мировым вопросам, я имею удовольствие снова предложить Вашему вниманию эту тему. Мне кажется, что этот план вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях. Мне представляется, что если сейчас Америка проявит уважение к этой конвенции, связанной с художественными и научными достижениями других стран, и выкажет свою заинтересованность в их сохранении, это произведет глубокое впечатление. Поскольку я испытываю большой интерес к вопросам искусства и науки, я думаю, что конференция по Пакту Рериха, которая состоится в ноябре в Вашингтоне, может предоставить Америке еще одну счастливую возможность заявить о своей вере в то, что каждый народ может идти своим собственным путем, но вместе с тем государства должны быть едины в вопросах о фундаментально значимых ценностях, которые выходят за рамки национальных границ и являются выражением общечеловеческих целей. Я верю, что через такое взаимное уважение и внимание к культурным достижениям всех народов, являющихся общим наследием человеческой расы, может пролегать счастливый путь этих народов к миру.

В доступных изданиях о деятельности советской дипломатии в годы Второй мировой войны отсутствует информация о пребывании вице-президента США Г. Уоллеса в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке. Коротко сообщается лишь о его миссии в Китае в июне—июле 1944 года. Только в к ниге воспоминаний нашего посла в США А.А. Громыко довольно подробно рассказано о Г. Уоллесе.

Уоллес, как политический деятель, кото-рый представлял собой видную фигуру среди приверженцев поли-тики Ф.Д.Рузвельта, и заслуживает того, чтобы о нем рассказать особо.

Путь его миссии в Китай пролегал по авиатрассе АЛСИБ через Чукотку, Колыму, Якутию и далее через Сибирь и Среднюю Азию.

На наш взгляд, в ходе визита в нашу страну он должен был решить (или подготовить их решение) несколько вопросов, по современным меркам имеющих геополитическое значение:

Личное изучение внешнеполитической деятельности руководства СССР как военно-политического союзника США по антигитлеровской коалиции;

Рекогносцировочное изучение восточных районов Советского Союза как плацдарма для войны с Японией, а также возможности страны и региона по оплате поставок товаров по ленд-лизу;

Особое внимание уделить изучению попыток милитаристской Японии к установлению с 1943 года «особых» отношений с Советским Союзом;

Изучить возможности использования секретной трассы «Z» в Казахстане для поставок американской военной техники в Китай.

Его визит в Советский Союз преследовал не только цели взаимопонимания, изучения образа жизни советских людей и тех коренных социальных преобразований, которые про-изошли в советской стране. Было и другое. Как известно, в первый период войны обстановка на фронтах сложилась для нашей страны трудная. Враг оккупировал большую территорию, в том числе нема-ло жизненно важных экономических районов нашей Родины. Враж-дебно настроенная к Советам зарубежная пресса была полна пред-сказаний о «скором экономическом крахе» СССР. Американские промышленные магнаты, финансовые и политические воротилы так-же не скрывали своего мнения на этот счет. Это не могло не ска-заться на политическом курсе американского правительства в воп-росе об оказании военной и экономической помощи Советскому Союзу. В конгрессе раздавались голоса, что Америка не может под-вергать себя риску, не имея гарантии платежеспособности Сове-тов. Более здравые голоса отвечали скептикам: «Если будет повер-жена под ударами фашистской машины Россия, тогда не устоит и Америка».

Высокий потенциал северо-восточных районов СССР давно привлекал правящие круги Америки. Но ясного представления о нашем северо-востоке за рубежом не имелось. Его рисовали диким, необжитым краем. И все же о богат-ствах недр советской Колымы уже тогда ходили легенды. В этой связи поездка вице-президента США Генри Уоллеса в города Магадан, Якутск и Комсомольск-на-Амуре в мае 1944 года должна была многое прояснить.

Приметный самолет СИ-47 полковника И.П. Мазурука, на котором совершал свои маршруты вице-президент, можно было видеть во многих аэропор-тах Колымы и Чукотки. Дальновидный американец понимал, что, не-смотря на еще слабую техническую оснащенность и невысокую организацию труда, транспортные затруднения, освоение Колымы идет полным ходом и результаты труда горняков и золотодобытчи-ков налицо. Кульминацией его пребывания на Севере, «колымским сюрпри-зом» оказалось посещение одного из сусуманских приисков. Подчеркнем, что значительная часть колымского золота шла в США для оплаты поставок грузов ленд-лиза и перевозилась дальстроевским пароходом «Трансбалт». Как теперь известно, сразу после окончания войны с Японией он был потоплен американской подлодкой?!?

Высокому представителю американского правительства дружелюбно были открыты все «двери» на земле колым-ской, поскольку было известно, что Генри Уоллес горячий сторонник президента Ф. Рузвельта в проводимом им политическом курсе на сближение и расширение политических и экономических контактов с Советским Союзом.

В своей официальной речи в Магадане - столице «валютного цеха» страны, кроме обычных слов приветствия и благодарно-сти за теплый прием, оказанный ему и его соотечественникам, он гово-рил о высокой миссии антифашистской коалиции четырех великих держав.

Определенный интерес для американцев представляло и начавшееся в 1943 году строительство железной дороги от Комсомольска-на-Амуредо Советской Гавани. Это был второй выход к Тихому океану и в то время представлял стратегический объект. Кроме того, в строящийся порт Ванино по ленд-лизу американцы поставляли паровозы для этой дороги.

А.А. Громыко отмечает, Г. Уоллес смог основа-тельно пополнить свои познания о России и нашем народе во время посещения Магадана, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Алма-Аты, Ташкента и некоторых дру-гих городов.

После возвращения в США он сообщил А.А. Громыко, что эта поездка по Советскому Союзу произвела на него огром-ное впечатление. И потом не раз Г. Уоллес подтверждал это мнение. Он, можно ска-зать, открыл для себя Советский Союз, увидев своими глазами ве-личие духа, самоотверженность и стойкость нашего народа.

В беседах Г. Уоллес обычно по своей инициативе заводил раз-говор на тему об общности интересов США и СССР в международ-ных делах. Полностью отдавая себе отчет в том, что эти госу-дарства принадлежат к разным общественным системам, он разви-вал тезис, что американский и советский народы имеют все возможности для плодотворного сотрудничества. Обе державы располагают ко-лоссальными естественными ресурсами, огромными промышлен-ными потенциалами. Он верил, что Советский Союз восстановит свою пострадавшую от войны экономику и будет успешно ее развивать. Но советско-американское сотрудничество должно означать преж-де всего исключение военных столкновений между США и СССР.

В теоретическое обоснование необходимости мирного сотруд-ничества США и СССР и принципа мирного сосуществования Уол-лес особенно не углублялся, даже не очень любил вникать в эту, как он называл, «высокую материю». Он рассуждал категорично: «Американцы и русские никогда не должны ни убивать друг друга, ни вообще допускать развязывания новой войны».

Несомненно, что особый интерес у американцев был к советско-японским отношениям. Напомним, что министр иностранных дел Японии М.Сигэмицу с осени 1943 года начал раз-рабатывать идею специальной миссии в Москву. 10 сентября посол Сато впервые со-общил об этом В.М. Молотову и уже через три дня получил вежли-вый, но решительный отказ. Сыграло свою роль и то, что Сато не имел детальных инструкций: в Кремле от него требовали под-робностей предполагаемой миссии, а Токио стремился сначала заручиться принципиальным согласием на её прием. Потом эта история будет повторяться с завидной регулярностью.

Разгром армий союзников по «оси» в Северной Африке, успехи Красной армии, капитуля-ция Италии и отказ Советского Союза от любого мирного по-средничества между Москвой и Берлином подводили японских дипломатов к мысли о необходимости эффектного дипломати-ческого демарша. Кстати, с этого времени отношение японских властей к советским дип-ломатам стало быстро и заметно меняться к лучшему. Причин-но-следственная связь вполне очевидна.

М. Сигэмицу попытался повторить свои мирные предложения в апреле 1944 года, в связи с заключением рыболовного соглаше-ния, но с тем же успехом. Новый советский ответ содержал лишь ссылку на предыдущий, добавить к которому было нечего. Пакт о нейтралитете оставался в силе, но, как свидетельствуют рас-секреченные в декабре 1996 года материалы закрытых заседаний нижней палаты японского парламента, министр уже осенью 1943 года предвидел возможность скорого расторжения пакта Мос-квой, как только он станет ей не нужен.

Летом 1944 года американская дипломатия предприняла активные попытки стабилизировать положение правительства

Чан Кай-ши, объединить гоминьдановские армии и силы, руководимые Коммунистической партией Китая во главе с Мао Цзедуном, под единым командованием. Для решения этой геополитической задачи в июне 1944 года в Китай и был направлен вице-президент США Генри Уоллес в качестве личного представителя президента Рузвельта.

Американцы настойчиво добивались не только согласия советского правительства, но и помощи в переброске грузов ленд-лиза из Ирана в Китай для Чан-Кайши по «трассе Z». Как известно, осенью 1937 года началась переброска по специальной трассе (в документах обозна-чалась как «трасса Z») военных грузов из СССР китайским армиям Чан-Кайши, сражавшимся против вторгнувшихся японских войск. Автотрасса (2925 километров) начиналась от Сары-Озек (Казахстан) и заканчивалась в Ланьчжоу (Китай).

Советское правительство, идя навстречу пожеланиям амери-канского правительства, согласилось разрешить 1100 американцам сопровождать 500 грузовиков из Ирана в Китай. Американские военные произ-вели необходимые расчёты, но в Синьцзяне вспыхнули массовые волнения и восстания против местного правления и гоминьдановской администрации.

12 ноября 1944 г. Илийская организация освобождения с помощью советских военных советников провоз-гласила создание примерно на пятой части территории Синьцзя-на (три округа - Илийский, Тачэнский и Алтайский) временно-го правительства Республики Восточный Туркестан. «Трасса Z» проходила юго-западнее, но по самому краю Илийского округа, между территориями, контролируемыми «властью трёх округов» и властями Синьцзяна (теперь, по сути Южного Синьцзяна).

В силу сложившейся в Синьцзяне обстановки советское правительство посчитало целесообразным отложить на некоторое время вышеуказанную операцию по переброске грузовиков в Китай.

Заключение.

Сегодня, когда американская администрация практически возрождает послевоенную политику «большой дубинки», а в мире полыхают локальные войны, уместно будет напомнить некоторые оценки периода Второй мировой войны. Тогда американские политики трезво оценивали обстановку и считали, что в 1942 г. только героическое сопротивление со-ветского народа представляло собой твердую гарантию спасе-ния мира от фашистского господства, которое грозило не оста-вить места «под солнцем» для США. «Человеческая слабость, — писал позднее бывший государственный секретарь США Эдуард Стеттиниус в книге «Рузвельт и русские», — заключается в том, что люди слишком быстро забывают обстоятельства прошлых лет. Американский народ должен помнить, что в 1942 г. он был на краю катастрофы. Если бы Советский Союз не удержал сво-его фронта, немцы были бы в состоянии завоеватьВеликобри-танию; они могли бы также вторгнуться в Африку, и в этом случае они создали бы плацдарм в Латинской Америке. Президент Рузвельт всегда помнил об этой нависшей опасности».

Примечание :

УОЛЛЕС Генри Эгард (1888- 1945) - вице - президент США в 1941-1945 гг. от демократической партии. Приверженец политики Ф.Д.Рузвельта, выступал за развитие отношений между СССР и США.

Филонов Александр Михайлович, полковник в отставке, ученый секретарь Хабаровского регионального отделения Русского географического общества