Когда создано государство израиль. Создание Израиля – кратко. Борьба за выживание

Создание Государства Израиль – политический процесс, начавшийся с появления движения политического сионизма в 1897 г. и завершившийся уже после провозглашения 14 мая 1948 г. Декларации независимости, победой в Войне за независимость и принятием в ООН к середине 1949 г.

Декларация независимостиИзраиля

Декларация независимости Израиля – правовой документ, в котором провозглашается образование Государства Израиль и излагаются основные принципы его устройства.

В течение пяти месяцев, последовавших за резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе подмандатной Палестины на два независимых государства – еврейское и арабское, осуществлялась интенсивная подготовка к провозглашению государства. Великобритания отказалась сотрудничать в осуществлении плана раздела, и объявила о намерении вывести с подмандатных территорий свои вооруженные силы и гражданский персонал к середине мая 1948 г.

Американская дипломатия пыталась оказать давление на Еврейское агентство и ишув с целью добиться отсрочки провозглашения еврейского государства. США сомневались в способности ишува выстоять в борьбе с арабами, и также отказались от поддержки плана раздела Палестины, предложив передать её под опеку ООН до достижения соглашения между евреями и арабами.

Несмотря на возражения правительств Западной Европы и давление США, и преодолевая разногласия в Народном правлении и внутри партии Мапай, Д. Бен-Гурион настаивал на провозглашении независимого еврейского государства накануне истечения срока Британского мандата. 12 мая 1948 г. Народное правление шестью голосами против четырёх приняло решение провозгласить независимость в течение двух дней. Существенное влияние на это решение оказало мнение руководства Хаганы о возможности нового государства противостоять ожидаемому вооружённому вторжению армий арабских стран.

Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 г. в здании музея на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве, за один день до окончания британского мандата на Палестину. Время было выбрано с тем, чтобы церемония могла закончится до наступления субботы. Выбор места определялся желанием избежать религиозной или партийной подоплеки и предпочтением менее заметного и помпезного здания из опасений перед возможной бомбежкой. Приглашения на церемонию провозглашения независимости были разосланы с посыльными утром 14 мая с просьбой хранить событие в секрете. Окончательный текст Декларации Независимости был утвержден за час до начала церемонии, спешно отпечатан и доставлен на попутной машине в 15:59. После зачтения Декларации независимости (16.00), она была подписана 25 членами Народного совета, при этом было оставлено место для подписи ещё двенадцати членов совета, запертых в осажденном Иерусалиме. Церемония транслировалась радиостанцией Коль Исраэль.


В течение пяти дней, с 9 мая 1948 г., членами Народного правления было рассмотрено несколько редакций Декларации независимости. Окончательная редакция была принята на заседании Народного Совета в 15:00 14 мая 1948 г., за час до провозглашения независимости. Предметами обсуждения были: включение в декларацию вопроса границ (первоначальное упоминание границ, определенных ООН, было удалено, предлагаемая ревизионистами формулировка «в исторических границах» была отвергнута); название государства (предлагались также Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Сион, Иудея и др., название «Государство Израиль» выбрано лично Бен-Гурионом), упоминание Бога в заключительной части (было решено воспользоваться допускающей внерелигиозную трактовку формулировкой «Твердыня Израиля»); добавление к гарантированным свободам свободы выбора языка.

В Декларации независимости Израиля говорилось о возникновении еврейского народа на Земле Израиля и его стремлении вернуться на историческую родину. Упоминались Катастрофа еврейского народа и выстраданное им право на собственное государство. Декларация ссылалась на Резолюцию ООН о создании еврейского государства, сообщала о формировании переходных органов власти и гарантировала открытость для репатриации всех евреев на планете, а жителям страны гарантировала «полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола… свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры», а также охрану святых мест всех религий и верность принципам ООН. Арабам предлагалось прекратить кровопролитие, блюсти мир и участвовать в строительстве нового государства на условиях гражданского равноправия.

Первым государством, признавшим Израиль де-факто, были США (14 мая 1948 г.). Г. Трумэн объявил об этом в 18:11 минут 14 мая 1948 г., т.е. уже через 11 минут после того, как Д. Бен-Гурион огласил Декларацию независимости. Первым государством, признавшим Израиль де-юре, был СССР (17 мая 1948 г.).

Уже на следующий день после провозглашения независимости государства Израиль войска сразу пяти из членов Лиги арабских государств (Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Ирак) начали военные действия против самопровозглашенной страны, с целью не допустить раздела Палестины и существования независимого еврейского государства. Для палестинцев эти события стали Днем «Накба» (Катастрофа), отмечаемым 15 мая.

День провозглашения Декларации независимости является в Израиле праздничным днем. День независимости Израиля, как и другие праздники, отмечается не по григорианскому, а по еврейскому календарю, 5-го ияра.

В Эрец-Исраэль возник еврейский народ. Здесь сложился его ду­ховный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и об­щечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу книг.

Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах своего рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и возрождение в ней своей политиче­ской независимости.

Преисполненные сознания этой исторической связи, евреи из по­коления в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней Родине. Последние десятилетия ознаменовались массовым возвраще­нием в родную страну. Пионеры, репатрианты, прорвавшие все пре­грады на пути к Родине, и защитники ее оживили пустыню, возродили свой язык иврит и построили города и села. Они создали развиваю­щееся общество, самостоятельное в экономическом и культурном от­ношении, миролюбивое, но способное оборонять себя приносящее блага прогресса всем жителям страны и стремящееся к государствен­ной независимости.

В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи ев­рейского государства, собрался Сионистский конгресс, провозгласив­ший право евреев на национальное возрождение на своей земле.

Это право было признано в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги Наций, придавшим особую силу международного признания исторической связи еврейского народа с Эрец-Исраэль и праву евреев на воссоздание своего Национального очага. Постигшая в недавнее время еврейский народ.

Катастрофа, жертвами которой были миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость разрешить проблему ев­рейского народа, лишенного родины и независимости, путем восста­новления Еврейского Государства в Эрец-Исраэль – государства, кото­рое распахнуло бы врата отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира.

Те, кто уцелел во время ужасной нацистской бойни в Европе, а также евреи других стран мира наперекор всем трудностям, препятст­виям и опасностям продолжали нелегально прокладывать путь в Эрец-Исраэль и добиваться права на достойное существование, свободу и честную трудовую жизнь в родной стране.

Во время второй мировой войны еврейское население Эрец-Исра­эль в полной мере внесло свои вклад в дело борьбы свободных и ми­ролюбивых народов против черных сил нацизма. Кровью своих бой­цов и военными усилиями оно приобрело право числиться среди наро­дов, положивших основу союзу Объединенных Наций.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций приняла резолюцию о создании Еврейского Государ­ства в Эрец-Исраэль. Ассамблея возложила на жителей страны обязан­ность принять все меры, необходимые для осуществления этой резо­люции. Это признание Организацией Объединенных Наций права ев­рейского народа на создание своего собственного государства непре­ложно. Еврейский народ, как и всякий другой народ, обладает естест­венным правом быть независимым в своем государстве. На этом осно­вании мы, члены Народного Совета, представители еврейского насе­ления Эрец-Исраэль и сионистского движения, собрались в день исте­чения срока британского мандата на Эрец-Исраэль и в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Гене­ральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций настоящим провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль – Государства Израиль.

Постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 года и впредь до создания выборных и нормально функционирующих государствен­ных органов в соответствии с конституцией, которая будет установ­лена избранным Учредительным Собранием не позже 1 октября 1948 года, Народный Совет будет действовать как Временный Государст­венный Совет, его исполнительный орган – Народное правление – будет являться Временным Правительством Еврейского Государства, которое будет именоваться Израилем.

Государство Израиль будет открыто для репатриации и объедине­ния в нем рассеянных по свету евреев; оно приложит все усилия к раз­витию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на осно­вах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами ев­рейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политиче­ское равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право поль­зования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций.

Государство Израиль изъявляет готовность сотрудничать с орга­нами и представителями Организации Объединенных Наций в деле проведения в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года и предпримет шаги к осуществлению экономического един­ства всей Эрец-Исраэль.

Призываем Организацию Объединенных Наций оказать содейст­вие еврейскому народу в строительстве его государства и принять Го­сударство Израиль в семью народов миря.

Призываем сынов арабского народа, проживающих в Государстве Израиль – даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев тому назад - блюсти мир и участвовать в строитель­стве Государства на основе полного гражданского равноправия и соот­ветствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных.

Протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудни­честву с еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего Востока.

Призываем еврейский народ во всех странах рассеяния сплотиться вокруг евреев Израиля в деле алии и строительства и присоединиться к их великой борьбе за воплощение извечной мечты народа Израиля об избавлении.

Уповая на Твердыню Израиля, мы скрепляем нашими подписями сказанное в настоящей Декларации на заседании Временного Государ­ственного Совета иа родной земле, в городе Тель-Авиве, в сей день, канун субботы, 5 дня месяца ияр года 5708, 14 мая 1948 года.

Давид Бен Гурион и др.

Литература:

Никитина Г.С. Государство Израиль: (Особенности экономического и политического развития) . М., 1968
Краткая еврейская энциклопедия , тт. 1–7. М. – Иерусалим, 1976–1996
Государство Израиль. Справочник . М., 1986
Барковский Л.А. Арабское население Израиля . М., 1988
Карасова Т.А. Блок Маарах в партийно-политической системе Израиля . М., 1988
Федорченко А.В. Израиль: проблемы экономического развития . М., 1990
Государство Израиль в 80-е годы : (Очерки). Отв. ред. Карасова Т.А. М., 1992
Гвати Х. Киббуц: так мы живем . Иерусалим – СПб, 1992
Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль . М., 1995
Федорченко А.В. Сельское хозяйство Израиля. Социально-экономические формы организации производства . М., 1995
Гасратян С.М. Религиозные партии Государства Израиль . М., 1996
Федорченко А.В. Израиль накануне XXI века: Проблема адаптации национальной экономики к новым условиям . М., 1996
Карасова Т.А. Ближневосточное урегулирование и израильское общество . – Ближний Восток и современность. 1999, № 7
Сатановский Е.Я. Экономика Израиля в 90-е годы . М., 1999
Гейзель З. Политические структуры государства Израиль . М., 2001
Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм) . Иерусалим, 2002
Общество и политика современного Израиля . М. – Иерусалим, 2002
Арабо-израильский конфликт: старые проблемы и новые планы . М., 2003
Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. (Израиль и арабский мир: войны и дипломатия, история и современность ). М., 2003
Эпштейн А., Урицкий М. Проблема палестинских беженцев: история, историография и политика. Космополис, 2003, № 3 (5)
Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии . Под ред. А.Д. Эпштейна. М., 2004
Эпштейн А., Урицкий М. Британское правление в Палестине (1917–1928 ): между евреями и арабами. Космополис. 2005, № 1 (11)



Приобрело в 1948 году, когда Бен Гурион объявил на весь мир о провозглашении независимого суверенного государства Израиль.

Это заявление Бен Гурион прочитал в здании музея на улице Ротшильда в Тель-Авиве. Независимость Израиля была провозглашена за один день до окончания британского мандата на управление Палестиной.

Тогда при создании Израиля в Декларации о его независимости писалось, что в ноябре 1947 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой еврейское независимое государство Израиль было создано в Эрец-Исраэле.

Та же декларация Организации Объединенных наций подчеркивала, что, как и любой другой народ, еврейский народ может быть независимым, имеет право на свободы и независимость, а также на суверенитет в своем независимом и суверенном государстве.

Сразу же суверенное независимое государство Израиль открыло свои границы для репатриации еврейского народа со всех стран мира, а единственной целью – объединения всех евреев, рассеянных по миру. В Декларации об основании Израиля говорилось также, что новое государство приложит максимально много усилий для развития нового еврейского государства и блага еврейского народа. Основным постулатом декларации звучали слова о том, что отныне политическое устройство государства Израиль направлено на развитие и сохранение таких главных демократических устоев как свобода и справедливость, мир и спокойствие, а также полностью будет соответствовать всем учениям древнееврейских пророков.

Главными государственными принципами будут: полноправие граждан страны, как в вопросах политических, так и в общественных, при этом не зависимо от его вероисповедания, пола и расы. В Декларации, об основании Израиля говорилось, что каждому гражданину государства Израиль будет гарантировано свобода слова, свобода вероисповедания, свобода совести, право говорить на родном языке, право на хорошее образование, на сохранение культуры и , на достойное развитие.

И еще, в Декларации четко говорилось о том, что новое государство будет свято хранить на территории Израиля памятники и всех трех религий, а также будет придерживаться и соблюдать принципы Хартии ООН.

Сразу же в 1948 году, после провозглашения независимости государства Израиль, было объявлено о том, что новое независимое государство будет и готово к сотрудничеству с Организацией объединенных наций, с ее органами и представительствами по вопросам введения в жизнь резолюции принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 года.

А, кроме того, новое государство будет предпринимать все возможные шаги по осуществлению экономического единства Израиля.

Тогда же, при создании Израиля, после провозглашения об образовании нового еврейского государства, арабскому населению, которое проживает на территории Израиля, было выдвинуто воззвание о соблюдении мира и принятия участия в строительстве и возрождении нового суверенного государства, в основе которого будут стоять равноправие. Всем , проживающим на территории Израиля, было обещано равное представительство во всех учреждениях и организациях государства.

В год провозглашения независимости государства Израиль протянул руку для добрососедских отношений со всеми государствами-соседями, их народам, воззвал сотрудничать с народом Израиля, с народом, который так долго шел к независимости на своей земле.

В декларации говорилось так же о том, что Израиль обязательно внесет лепту в скорейшее развитие Ближнего востока.

Первым государством, которое де-факто приняло Израиль, стало государство – Соединенные Штаты Америки. Президент Трумен объявил об этом в 1948 году 14 мая, сразу же после Декларации о Независимости, провозглашенной Бен Гурионом. Страна, которая первой признала Израиль де-юре – стал Советский Союз. Это произошло в мае 1948 года, после основания Израиля и провозглашения суверенного Израиля. А уже через год суверенное независимое государство Израиль стало членом Организации объединенных Наций.

Создание Израиля проходило болезненно и довольно тяжело. После провозглашения Декларации о Независимости, на второй день существования нового независимого государства на его территорию вступили вооруженные армии арабских государств: Сирии, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ливана, Йемена, Египта. Они и начали войну против Израиля. Цель нападения была одна – уничтожение еврейского государства, так как страны арабского мира не признали новое государство Израиль.

Израильская армия с честью отвоевала свою независимость, в дальнейшем война 1948 года будет иметь названии Войны за Независимость. Надо добавить, что израильтяне не только отстояли свою независимость, но и отвоевали часть арабских земель, тем самым, расширив территорию Израиля. Война закончилась в июне 1949 года, только через год был подписан мирный договор, в котором говорилось о прекращении военных действий.

В тяжелое время, время войны, проходило становление и создание Израиля как государства. стала существовавшая на полуподпольном положении организация ХАГАНа, а в 1948 году Бен Гурион, ставший первым в истории независимого государства премьер-министром, подписал указ о создании спецслужбы «Шай», основной функцией которой было проведение всех видов разведки: контрразведки, разведки.

В дальнейшем из одной службы были произведены сразу три разведывательных управления: военная разведка, политическая и контрразведка. Создавались все три спецслужбы в новом государстве на основе спецслужб Британии. Сегодня эти спецслужбы имеют названия – служба Военной разведки Израиля АМАН, Общая служба безопасности «Шабак» – так стала называться контрразведка, и «Моссад» – такое название имеет политическая разведка.

При создании Израиля было установлено политическое и государственное устройство страны.

Глава государства Израиль – Президент. Его избирают члены Кнессета на семь лет тайным голосованием. Первым президентом нового государства Израиль был Хаим Вейцман. По Президент Израиля не имеет полномочий власти, скорее является представительской фигурой в политической иерархии. Президент – это символ государства, его задача – выполнять представительские функции. Что же может президент в Израиле? Кроме представительских функций, он утверждает новый состав правительства после очередных выборов, а также предоставляет амнистии осужденным.

При основании Израиля высшим законодательным органом власти был определен – Кнессет. Это парламент, в состав которого входит 120 депутатов, избирающиеся по партийным спискам, с помощью прямого голосования. Первый Кнессет заработал после первых выборов в 1949 году. Центральный исполнительный орган – правительство. Во главе правительства находится премьер-министр, который фактически и является главой государства Израиль. Первым премьер-министром был Бен Гурирон.

Высший орган судебной власти государства – Верховный суд, который в Израиле имеет название Высшего Суда Справедливости. Все основные правительственные и государственные учреждения и организации находятся в .

Исполнительная власть при создании Израиля также была определена – это мэры городов, которые избираются на местах с помощью прямого голосования. И еще, от государства не отделена, а потому в городах имеются еще религиозные советы, состоящие из духовных лиц Израиля. Услуги, которые предоставляют религиозные советы касаются в основном культовых обрядов и служб, заключения актовых состояний: брака, развода, рождения или смерти.

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии — христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по пустыни они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Земли Обетованной, страны изобилия — молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части — царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. Александр Македонский покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев — Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

B 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада — укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл eе для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в религиозных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на ч aсти , а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений — кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть — потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, н а промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое — на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой информации для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром — Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь — по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

История образования Израиля как государства давняя и трагическая. С полной уверенностью можно сказать, что началась она как минимум три тысячи лет назад. Еврейскому многострадальному народу пришлось пройти множество испытаний на пути к созданию собственного государства.

Древняя история

Впервые образование Израиля как государства произошло в X веке до нашей эры на Восточном Средиземноморье. Называлось оно Но его независимое существование было очень недолгим. С VII века оно подвергалось многочисленным завоеваниям. Так как годом образования Израиля как государства считается 1948, выходит, что еврейский народ утратил свою Родину более чем на 26 веков!

В 63 году до нашей эры Израильское царство захватила могущественная Римская империя. Захваченная территория доставила римлянам массу различных проблем. Одна из самых острых - религиозная: иудаизм запрещал возвеличивание римского императора как божества и, соответственно, поклонение ему. А ведь это было необходимым условием для граждан империи.

Путь образования государства Израиль кратким не был. В 135 году нашей эры в одной из провинций состоялось неудачное восстание местного населения против римских властей. Это событие радикально повлияло на дальнейшую судьбу проживавшего там народа. Римский император решил в качестве наказания выселить евреев со своей территории. В провинцию, ранее заселенную ими, пришли другие народы. Так появились первые еврейские общины, причем не только на территории Римской империи, но и далеко за ее пределами. Спустя годы они стали возникать и на славянских землях.

После раскола Римской империи в 395 году на Восточную (Византию) и Западную часть Палестина отошла к первой, оставаясь до 619 года ее провинцией. С 614 по 629 год Палестину завоевала Персия. После она вновь стала провинцией Византии. Численность еврейского населения из-за постоянных массовых убийств и гонений, которые начал император Ираклий, сильно снизилась.

В Средневековье

К 636 году Палестину у Византии отвоевали мусульмане. И следующие шесть веков эту территорию контролировали то Омейядский халифат, то Аббасиды, то крестоносцы.

1099 год ознаменовался основанием которое возникло благодаря стараниям крестоносцев. Но уже к 1260 году Палестина оказалась полностью завоевана династией Мамлюков. Относительно мирные времена воцарились на несколько столетий. Однако уже в 1517 году территорию современного Израиля завоевали турки-османы. Под властью Османской империи страна находилась 400 лет, вплоть до 1917 года. В этот исторический период евреи имели статус «зимми». Они обладали определенными гражданскими правами и свободой вероисповедания, но в тоже время существовал ряд ограничений. К примеру, запрет на езду на лошадях, ношение оружия.

Предпосылки образования Израиля - еврейского государства

Только в конце XIX века евреи стали стремиться вернуться на свои исторические земли. После 1881 года в Палестину уехали первые переселенцы. Следующая массовая волна иммиграции произошла в преддверии Первой мировой войны. На территориях, которые принадлежали Османской империи, евреи начали создавать свои поселения, не претендуя на независимость. В основном люди переезжали в Палестину, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Но было немало евреев, планировавших построение социалистических коммун на территории этой страны.

Декларация Бальфура

Образованию Израиля как государства способствовало и то, что 2 ноября 1917 года Артур Бальфур - министр иностранных дел Великобритании - написал официальное письмо лорду Ротшильду, который в то время был представителем британской общины евреев. В нем говорилось о том, что правительство государства всерьез задумывается о создании в Палестине национального очага для евреев.

Какова была цель данной декларации? Во-первых, это приобретение Великобританией права на то, чтобы контролировать после войны земли Палестины, на которых изначально предполагалось создание зоны международного контроля. Во-вторых, это надежда на то, что евреи, живущие на территории Америки, будут вынуждать правительство своей страны вступить в Первую мировую войну, поддержав тем самым истощающиеся силы союзников. В-третьих, это давление на евреев, живущих на территории России, чтобы не допустить распространения большевистской идеологии и выхода Российской империи из войны.

Последствия декларации

Когда закончилась Первая мировая война, Палестина превратилась в подмандатную территорию Великобритании. В нее начали массово эмигрировать евреи, что стало первым шагом к образованию государства Израиль. К тому времени как началась Вторая мировая война, в Палестине насчитывалось 500 тысяч евреев, к концу войны к ним добавилось еще 100 тысяч.

И они продолжали переселяться на эти земли, чем вызвали бурное недовольство среди арабского Арабы потребовали, чтобы правительство это прекратило. Правительство пошло им навстречу, невзирая на то, что мировое сообщество в годы войны обвиняло британцев в том, что они препятствуют бегству евреев от нацистского режима в страны Ближнего Востока. В Великобритании было решено ввести квоты на въезд для евреев-иностранцев, но эти квоты соблюдались далеко не всегда. Ситуация крайне накалилась к концу тридцатых годов, когда грандиозное количество переселенцев из Германии вызвало восстание арабов-палестинцев. И тогда с 1939 года Великобритания категорически запретила миграцию евреев на территории, контролируемые ею.

Во время Второй мировой войны

Путь образования Израиля как государства был долгим и тернистым. Давид Бен-Гурион, который был руководителем еврейской общины, решил начать проводить агрессивные акции протеста против британского контроля над Палестиной. С 1944 года евреи стали открыто выказывать свое неповиновение и совершать дерзкие террористические акты.

Не остались в стороне и международные сионистские общества, а также США. Давление на Лондон начало усиливаться. Правительство Великобритании обвиняли в гибели еврейских беженцев, пытавшихся нелегальным путем через море попасть в Палестину, но перехваченных британскими пограничниками, которые возвращали несчастных в Европу, где они погибали от рук нацистов.

После Второй мировой войны

Когда Вторая мировая война наконец закончилась, образование Израиля как государства стало по-настоящему насущной проблемой. Мандат Великобритании на управление Палестиной продолжал действовать. В августе 1945 года Всемирный сионистский конгресс, а затем и президент США Г. Трумэн, поддавшийся давлению со стороны еврейских сообществ своей страны, предложили Великобритании разрешить переселение более миллиона евреев в Палестину. Но Лондон не принял это предложение, так как политики предвидели волнения в арабских странах.

Уже в октябре представители заявили, что попытки США сделать Палестину еврейским государством неизбежно приведут к войне.

Тем временем продолжались теракты. В июле 1946 года сионистскими террористами был взорван штаб военной администрации Великобритании. Погибло почти 100 британских граждан.

Решение правительства Великобритании

Великобритания экономически была зависима от США и не желала ссориться. Но и конфликт с арабами Лондону был не нужен. Поэтому в 1947 году Великобритания отказалась контролировать Палестину.

29 ноября 1947 года в ассамблее ООН пришли к консенсусу по палестинскому вопросу: земли решили разделить три части (42 % - арабам, 56 % - евреям, а 2 % земель, в которые входили Иерусалим и Вифлеем, - ООН). Арабскими странами данная резолюция была не принята.

Кровавые стычки между евреями и арабами стали происходить все чаще. Ситуация достигла своего апогея. Арабы стали массово покидать страну. Великобритания, не желая ввязываться в войну, 14 мая 1948 года вывела свои войска из Палестины и заявила о прекращении действия своего мандата.

Долгожданное событие

Датой образования Израиля как государства считается 14 мая 1948 года. В этот знаменательный день Давид Бен-Гурион - глава временного еврейского правительства - объявил миру о создании независимого еврейского государства. Президентом был провозглашен столицей - город Тель-Авив.

Уже 17 мая СССР и США признали Израиль. К сожалению, дипломаты из других стран не смогли перевести арабо-еврейский диалог в мирное русло. В скором времени после дня образования государства Израиль и объявления о его независимости сразу несколько арабских государств развязали с ним войну. Но постепенно Израиль признали почти все страны мира.

Роль СССР в создании еврейского государства

СССР вместе с США оказывал содействие образованию государства Израиль. Наиболее значительная роль в среде евреев Палестины принадлежала эмигрантам из Российской империи. Они распространяли идеи социализма. Бен-Гурион также был родом из России. Через несколько лет после Октябрьской революции он с дружественным визитом приезжал в СССР. Когда-то евреи способствовали распространению большевистской идеологии в Российской империи. И тот момент Сталин ждал от русских евреев Палестины поддержки в своих планах по росту влияния СССР на дела Ближнего Востока и вытеснению оттуда Великобритании.

Но лояльность советского вождя была недолгой. В СССР стало поощряться антисемитское настроение, а выезжать из страны евреям перестали разрешать. После развала СССР евреи массово стали уезжать в Израиль на постоянное место жительства.