Конспект занятия по развитию речи в логопедической средней группе «Путешествие в мир профессий. Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны Логопедический конспект профессии мам в д саду

Конспект логопедического занятия по теме “Профессии” (обобщение).

Цель : активизация знаний детей дошкольного возраста по теме "Профессии" через театрализованное представление.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.

Ход мероприятия:

Дети в зал входят под музыку (Детская песня про профессии)

Выходят дети- чтецы:

1 реб. Предлагаем вам мы тему,

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

2 реб. Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит, иль поёт,

Мы сейчас поговорим,

нашу сценку посвятим.

3 реб. Тема наша вам ясна?

О профессиях она!

Ведущий 1:- Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И вы скорее подрастайте –

Профессиями овладевайте.

Старайтесь в деле первым быть

И людям пользу приносить! (последние 2 строчки говорит вед. с чтецами)

Ведущий 1 загадывает загадки

(показывает слайды ведущий 2)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные.)

Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой,
За порядком он следит,
Хулиганить не велит? (Полицейский)

Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота-
Всех по утрам отвозить на работу. (водитель).

Ведущий 2: -Молодцы ребята, знаете вы профессии! А сейчас поиграем в игру «Ромашка». На лепесточках изображены профессии людей. Скажите, человек этой профессии какой? Назовите, как можно больше слов. Например, повар какой?- трудолюбивый, творческий, внимательный. И так, начинаем!

Ты листочек отрывай

и какой он- называй!

Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный, . . .
Врач какой? – злой, страшный.

Дети его поправляют врач – добрый, заботливый…

Ведущий 1: -Ребята, а кем бы вы хотели стать, когда будете взрослыми?

Приглашаются дети с варежковым театром.

Сценка о профессиях:

1: Я буду продавцом!

2: А я – северным пловцом! (моряк)

3: Я- порядок буду охранять! (полицейский)

4: Ну, а я всех защищать! (военный)

5: Буду я людей лечить! (врач)

7: Ну, а я тогда- кормить! (повар)

8: Буду почту разносить! (почтальон)

9: Ну, а я пожар тушить! (пожарный)

10.Чтобы вам красивым быть-

Причёску надо уложить.

Взрослым кудри накручу,

Детям косы заплету! (парикмахер)

Ведущий 2: - Молодцы ребята!

Наши артисты приготовили для вас сценку. «Все профессии нужны, все профессии важны»

Реквизит: домик, дети одеты в ролевые костюмы, в руках атрибуты по профессиям

Вдруг кто-то пожар из окна увидал

«Спасите, спасите» все громко кричали

Потом 01 – номер пожарной набрали

Пожарный: Не бойтесь, зайчата, я вам помогу

Рукав я пожарный до вас дотяну

Я борьбу веду с огнем

Всё сейчас водой зальем

Врач: Что здесь такое?

Там зайки… Смотри!

После огня всех заек спасаем

Йодом намажем, бинтом замотаем

Полицейский: А я приезжаю на номер – 02

Когда случится с вами беда

А вы запомните, ребята, навсегда

Что спичками ребятам играть никак нельзя!

Где жить и где играть

Наверное, строителей придется вызывать

Строители: Поможем прибить, построим, покрасим

Чтоб было у вас все в доме прекрасно

Зайки: Ведь у нас все в доме сгорело

Все игрушки… Во что же играть?

В магазин пойдем покупать!

Продавец: Здравствуйте, зайчата!

Что случилось, ребята?

Зайки: Мы брали спички у папы

И в огне поранили лапы

В пожаре игрушки сгорели

Помоги, продавец, в этом деле

Продавец: Берите игрушки и знайте

Аккуратнее с ними играйте

Швея: Чтоб красивы окна стали в комнате у мальчиков

Зайки: Ну вот и новоселье, давайте все играть!

И всех, кто нам помог в беде хотим сюда позвать!

Повар: А я для всех испек котлет

Приготовил винегрет

Все к столу вы проходите

Угощения берите

Как важно было на помощь позвать:

Пожарных и полицию

Швею и маляров

В беде помочь, вам зайчики

Каждый был готов!

А вы, ребята, поскорее подрастайте

Из моря профессий свою выбирайте.

Мораль нашей сценки была такова:

Человеку без профессии прожить никак нельзя!!! (последнюю строчку говорят хором)

Ведущий 1: Спасибо нашим артистам! Вы устали? Предлагаю передохнуть и поиграть в игру «Кому это нужно для работы?».

На полу, на листах бумаги разложены предметы и инструменты людей разных профессий в перепутанном порядке, вы под музыку идёте по кругу, по окончании музыки вы берёте понравившийся предмет и кладёте на стул с картинкой профессии, предмет, к которой он принадлежит.

Врач- шприц, фанендоскоп, витамины, бинт, градусник, аптечка, таблетки, капли.

Повар- поварёшка, кастрюля, ложка, тёрка, тарелки, плита.

Строитель- шпатель, доска, кирпичи, мастерок, экскаватор-игрушка.

Продавец- весы, касса.

Водитель- ключи, руль, насос.

Швея- нитки, сантиметровая лента, ножницы, отрез ткани.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Художник – краски, кисточки, палитра, картина маслом.

Ведущий 2: -Ребята, к нам в гости кто- то спешит!

Ведущий 2

Незнайка: -Тракторист учит детей.

Повар приготовил вкусный зуб.

К больному пришел грач.

Водитель сидит за кулем.

(Дети исправляют ошибки)

Ведущий 1:

Незнайка:

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.

Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.


Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.






В трубу дует... трубач.

Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

Незнайка:

Под музыку уходит.

Ведущий 1: - Предлагаю всем вместе исполнить песню!

Песня на мотив «Чему учат в школе…»

1. О профессиях всё знать,

А потом их выбирать

Чтоб счастливым в жизни быть,

И профессию любить,

Вас научат, вас научат, вас научат

2. Труд и подвиг уважать,

А безделье презирать

Нас научат, нас научат, нас научат

Добрым, чутким в жизни быть,

Свет и радость всем дарить

Вас научат, вас научат, вас научат.

Ведущий 2: - И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас Человек.

Заключение.

Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!

«Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

    рыбу ловит – рыболов;

    пчел разводит – пчеловод;

    землю копает – землекоп;

    хлеб печет – хлебопек;

    землю пашет – землепашец.

Наоборот

    Цветовод – ... .

    Овощевод – ... .

    Садовод – ... .

    Лесоруб – ... .

Звучит весёлая музыка, вбегает Незнайка.

Здравствуйте ребята! Узнали вы меня?

Ребята, а вы знаете, что водитель управляет самолётом!

Ведущий 2 :- Да, ты что, Незнайка! Пилот управляет самолётом!

Послушай внимательно, исправьте Незнайку обязательно.

Незнайка: -Тракторист учит детей.

Повар приготовил вкусный зуб.

К больному пришел грач.

Садовник поливает цветы из линейки.

Водитель сидит за кулем.

(Дети исправляют ошибки)

Ведущий 1: - Молодцы, ребята! Исправили ошибки Незнайки!

Незнайка: - А давайте поиграем в игру «Закончи фразу»

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

Незнайка: - Молодцы, отлично справились с заданием! Много вы знаете о профессиях! А мне уже пора!

Под музыку уходит.

Орлова О.Л., учитель-логопед.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.

Ход занятия.

1 . Организационный момент. Приходит в гости Незнайка и спрашивает детей: “Как называется ваш д/ сад? Кто вас сюда приводит? А что в это время делают ваши папы и мамы, когда вы в д/саду? ” (дети отвечают).
Незнайка спрашивает: “А вы знаете, кем работают ваши родители?” (дети отвечают).
Учитель-логопед: Незнайка, дети у нас знают название многих профессий, оставайся и играй вмести с нами, и ты тоже многое узнаешь.

2. Д/ игра “ Назови профессию? ”.
Незнайка играет вмести с детьми. Дети встают в круг и играют с мячом. Учитель-логопед задает вопросы, дети отвечают.
Учит (кто?) – учитель
Строит (кто?) – строитель
Водит (кто?) – водитель
Незнайка готовит (кто?) – Пончик, а лечит (кто?) – Пилюлькин. (дети подскажите Незнайке).

3.Логопед загадывает загадки.

4. Д/ игра “ Подбери слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный, . . .
Незнайка врач какой? – злой, страшный. Дети его поправляют врач – добрый, заботливый.

5. Д/ игра “ Кто работает на машинах? ” (формирование навыка словообразования.)
Учитель-логопед предлагает детям сесть на ковер и сказать: “ Что нарисовано на картинках? Какие виды транспорта вы увидели? (наземный, водный, воздушный)”.
На тракторе пашет тракторист.
Поезд водит машинист.
На самолете летает летчик.
На машине ездит водитель, шофер.
А ты, Незнайка, знаешь, кто летает на ракете? – космонавт, я сам летал. Правильно, дети его хвалят.

6. Д/ игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-).
Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.
Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.
Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.
Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.
Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.

7. Д/ игра “ Разгадай слово ”. Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.
Рыболов – ловит рыбу.
Пчеловод - разводит пчел.
Лесоруб – рубит лес.
Садовод – разводит сад.
Трубочист – чистит трубы.
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.

8. Д/ игра “ Кем хочешь быть? ”
Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром.

9. Анализ занятия.
Д/ игра “ Обведи предмет по контору и назови его ”.
Дети угадывают человеку, какой профессии нужен этот предмет.
Незнайка, спасибо вам ребята, теперь я знаю, что на свете много профессий и все они нужные и полезные. И я об этом расскажу своим друзья. До свидания!
Учитель-логопед: Незнайка приходи еще к нам в гости, ребята тебя многому научат.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Профессии»

логопед

Арифджанова Ойниса Бахтияровна

Цели:

Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для окружающих; активизировать активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; продолжать учить составлять предложения по опорной схеме.

Развивающие: продолжать развивать речевое дыхание, артикуляционную, пальчиковую, общую моторику; продолжать развивать умение связи движений и слов по средствам логопедической ритмики.

Воспитательные: воспитывать в детях уважительное, доброе отношение к окружающим; воспитывать умение работать в группе; способствовать развитию мышления, памяти, любознательности, наблюдательности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Здравствуй, посмотри вокруг!

Мне тихонько улыбнись!

Гостю тоже поклонись!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, какие вы все красивые. Как ваше настроение? Замечательно! Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы покажем нашим гостям, чему мы научились на прошлом занятии. Кто мне скажет, какую тему мы с вами прошли? Правильно, «Профессии». А что же это такое, профессия?

Под музыку вбегает Клоун Кеша, срывая занятие.

— Здравствуй, ты откуда такой хулиган взялся?

— Привет! Меня зовут Кеша, я люблю петь и танцевать!

— А учиться?

— А учиться я не люблю, скучно это.

— Ай – яй! Ребята, (логопед обращается к детям) а вы у меня любите учиться? (Ответы детей)

— Ой, да много вы знаете.

— А вот и много, например, Кеша, ты знаешь, что такое Профессия?

— Конечно знаю, (обращается к детям) это такое животное! Нет? Может это такая птица? Тоже нет? А, я понял, это такой танец!

— Ребята, давайте не будем мучить Кешу и расскажем ему, что же такое Профессия (ответы детей).

— Как интересно, а чем же они занимаются?

— Оставайся с нами и ты все узнаешь (Кеша садится к гостям).

Для начала, ребята, посмотрите на эти столики, это рабочее место каждой профессии, давайте назовем каждую профессию и вспомним — кто что делает и чем занимается (дети узнают, называют профессию по картинке и отвечают на вопрос «что делает?/чем занимается?») . У меня для вас есть большая корзина с предметами, давайте разберем ее, берем по одному инструменту и кладем на нужный столик (под музыку дети берут по одному предмету и относят на столики – рабочие места профессий). Какие же вы молодцы, а теперь я иду проверять (логопед подходит к столикам и вместе с детьми называет каждый предмет). Ну, все, закончили!

Работа над речевым выдохом. Логопедическая ритмика.

Ребята, вы так быстро разобрали корзину и, наверное, очень устали. Давайте мы немного с вами отдохнем. Кеша, хочешь с нами? (играет мелодия «Красивое пение птиц», все встают по кругу). На счет «раз» вдыхаем воздух через носик, а на счет «два» выдыхаем его через рот. Готовы?

«раз» — вдох, «два» — выдох,

«раз» — вдох и поднимаем ручки вверх,

«два» — выдох, опускаем ручки,

«раз» — вдох, поднимаем ручки и встаем на носочки, тянемся к солнышку,

«два» — выдох и опускаемся.

Вам понравилось, ребята? А тебе, Кеша? Отлично! Тогда давайте мы с вами продолжим наш урок.

Дети, а теперь посмотрите, что же лежит на этом столике? (логопед ведет детей к столику, на котором лежат головные уборы). Правильно, это головные уборы наших профессий. Чей же это головной убор? (логопед показывает головные уборы, дети отвечают на вопрос «Чей?»). Молодцы, ребята, всех угадали. А кто хочет их сейчас померить? Все хотят? Ну, тогда выбирайте! (логопед раздает головные уборы)

Кто хочет быть строителем?

Кто хочет быть парикмахером?

Кто хочет быть доктором?

Кто хочет быть поваром?

Ролевая игра «Идем в гости».

А сейчас, ребята, у меня для вас есть очень интересная игра. Называется она «Идем в гости». Нам нужен волшебный мешочек, чтобы узнать к кому и куда мы идем (дети по очереди достают из волшебного мешочка по одному цветному конверту). И так, давайте же узнаем к кому в гости мы идем? (по цвету конверта определяется профессия, если в гости идут к доктору, то ребенок, надевший головной убор доктора в предыдущем задании, играет роль врача и тд).

У меня для вас есть еще один конверт, давайте посмотрим с вами, к кому же на этот раз мы идем в гости? (конверт с профессией логопед). Правильно ребята, логопед это моя работа, это моя профессия. Ну, раз уж вы догадались, то прошу ко мне в гости (дети садятся за столик делать артикуляционную гимнастику). Кеша, я тебя тоже приглашаю.

Ребята, а когда вы приходите ко мне в кабинет, с чего мы начинаем наше занятие? Правильно, с гимнастики для нашего язычка. Сегодня наша гимнастика будет необычной, такое мы с вами еще не делали. Перед вами очень интересные корзинки с необычными предметами, я покажу, как с ними можно поработать (из корзинки берутся предметы для артикуляционной моторики).

Название упражнения Инструкция
«Фен» Вдох через нос, выдох через рот на волосы куклы
«Худая морковка» Втягивание щек
«Ягодные шляпки» Отрывание губами кусочки цветной бумаги, вырезанной в форме ягод
«Мостик через реку» Удерживать ватную палочку между верхней губой и носом, поднять и опустить голову, повернуть голову вправо, затем влево
«Расческа» Проведение кончиком языка из стороны в сторону по зубчатой части гребешка
«Апельсиновый сок» Апельсин нарезать кольцами. Облизываем дольку по кругу, по часовой стрелке, а затем против
«Перевязка» Перекатывание стерильного марлевого тампона от щеки к щеке с последующим выталкивание его из полости рта
  1. Итог занятия

Ну, что, ребята, вот и подошел к концу наш с вами урок. Вам понравилось?

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист- .
  2. Закреплять умение образовывать сложные слова методом сложения основ.
  3. Учить рифмовать слова.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать фразовую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме «Профессии», «Инструменты».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Постановка цели.

2. «Отгадай загадки».

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)

3. Игра в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

4. «Назови профессию».

Детям раздаются картинки – надо называть профессию, рассказать, что делает человек.

Дрессировщик дрессирует зверей.
- Стекольщик вставляет стекло.
- Экскаваторщик работает на экскаваторе.
- Точильщик точит ножи.
- Портниха шьет одежду.
- Печник кладет печь.
- Мотоциклист движется на мотоцикле.
- Велосипедист едет на велосипеде.
- Пианист играет на рояле.
- Парашютист прыгает с парашютом.
- Хоккеисты играют в хоккей.
- Футболисты играют в футбол.

5. Пантомима «Угадай профессию».

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (скрипач, чистильщик, дроворуб, уборщица, парикмахер, фотограф).

6. Игра «Кому это нужно для работы?».

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.

7. Физкультурная минутка .

Педагог – паровоз, дети – вагоны.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети руками изображают движения колес.

8. Игра «Третий лишний».

Выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:

  • кастрюля, топор, сковорода (лишний топор, потому что топор нужен дроворубу, а кастрюля и сковорода необходимы повару);
  • тигр, катушка ниток, слон;
  • топор, игла, клещи;
  • ирисы, лодка, роза;
  • шорты, рубашка, сом;
  • гармонь, труба, совок.

9. «Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

  • дрова рубит – дроворуб;
  • рыбу ловит – рыболов;
  • полы трет – полотер;
  • пчел разводит – пчеловод;
  • землю копает – землекоп;
  • хлеб печет – хлебопек;
  • землю пашет – землепашец.

10. «Назови действия людей».

  • Дровокол – дрова колет.
  • Цветовод – ... .
  • Овощевод – ... .
  • Садовод – ... .
  • Свекловод – ... .
  • Рисовод – ... .
  • Льновод – ... .
  • Лесоруб – ... .

11. Скороговорки .

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Клара у Вали играет на рояле.
  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.
  • Петя пилил пилой пень.
  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  • Улов у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.
    Перекрыть крышу
    Пригласил Гришу.

12. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Елкина, Е.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития»,1998.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.:ВЛАДОС, 1994.
  3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель : составление описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи :

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.

Речевой материал:

  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование : презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Организационный момент .

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам
На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент» .

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Физминутка .

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.

«Придумай профессию» .

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Игра «Мастерицы» .

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии» .

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?

Итог занятия .

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ Детский сад № 1238,
г. Москва