Загадочные буквы о какой букве идет речь. Конспект урока на тему: В. Данько. «Загадочные буквы» — Гипермаркет знаний. Изучение правил обращения с книгами

Эту игру можно приурочить к празднику Прощание с букварём.

Это сценарий познавательно мероприятия, направленного на повторение, обобщение и закрепление букв алфавита.

Сценарий для 1 класса «Путешествие в страну Литературию»

(Звучит песня «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Выходит Азбука.)

Азбука . Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - мои подданные. Кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя? Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе - «аз». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «буки». «Аз» и «буки» - вот и получилась «азбука». И пришла я к вам не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие - в мир книг, в страну Литературию. Я пришла проводить вас.

Ведущий . Итак, вы отправляетесь в путешествие. Первая станция на маршруте пока неизвестна. Чтобы узнать, с какой станции начинается наш путь, вам предстоит вытащить карточку с загадкой из конверта. (Достает из конверта карточку с загадкой.)

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке.

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все тридцать три.

Ну как, отгадали, о чем идет речь? Правильно, об алфавите. Наша первая станция и называется Алфавитово. Здесь вам надо вспомнить все буквы алфавита.

А - лягушку проглотила,

Л - тележку покатила,

Д - откроем и войдем,

Ш - на елке мы найдем,

О - жужжит и больно жалит,

П - в лесу деревья валит,

В - чирикает на ветке,

Т - рычит на нас из клетки,

Н - приятный запах любит,

К - на мягких ходит лапах,

М - спасается от кошки,

Ц - в горшочке на окошке,

Щ - усердно чистит зубы,

3 - велит надеть нам шубы,

Ж - в коробочке сидит,

У - совсем неядовит,

Ч- с собою домик тащит,

Э - откликнется из чащи,

С - по шерстке мы погладим,

Е - мы к празднику нарядим,

Ф - мерцает огоньком,

Ы - у сыра посередке,

Б - пекут на сковородке,

X - к обеду на столе,

Я - на каждом корабле,

Е - в лесу с куста мы ели,

Р - вокруг луны летели.

Итак, следующая станция Кроссвордная. Нужно разгадать кроссворд.

1. Я тяжел для неумелых рук,

А в руках умелых -

Стук да стук.

Я хороший друг

Для умелых рук. (Молоток.)

2. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака.)

3. Нашумела, нагрешила,

Все промыла и ушла:

И сады, и огороды,

Все округи обошла. (Гроза.)

4. Длинноклювый, длиннокрылый,

Белый с черною каймой,

Встал на крыше он высокой,

Возвратясь к себе домой. (Аист.)

5. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

6. На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мною по пути? (Машина.)

7. Черен, да не ворон; рогат, да не бык;

Шесть ног, да без копыт; летит - жужжит;

Сядет - замолчит. (Жук.)

8. Я бегу струей из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны-корабли. (Вода.)

В выделенных клетках получится следующее слово:

Зелен и густ,

Стоит на грядке куст.

Покопай немножко -

Под кустом... (картошка).

(Дети танцуют.)

Следующая станция Сортировочная. К паровозику прицепите буквы-вагончики, чтобы получились слова.

1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка.)

2. У карандаша простого

Есть помощница одна.

Если сделаешь ошибку,

Вмиг сотрет ее она. (Резинка.)

(Шуточная инсценировка сказки «Репка». Ведущий читает сказку, герои, после того, как ведущий назовет их, произносят каждый свою фразу. Репка: «Оба-на!»; Дед: «Так!» - и потирает руки; бабка: «Где ж ты взялся на мою голову, старый!»; внучка: «Я готова!»; Жучка: «Вот еще!»; кошка: «Ну почему все время я?»; мышка: «А что вы тут делаете?»)

Ведущий . К нам в гости пришли сказочные герои.

Буратино.

Знаю, кто уроки учит -

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, ты поверь,

Ты всегда откроешь дверь,

На страницы букваря

К вам откуда пришел я? (Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Золушка.

Я на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая, кто тут подскажет?

(Дети отвечают.)

Василиса Премудрая.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлеба пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

(Дети отвечают.)

Ведущий. Василиса, а ты можешь станцевать для нас?

(Василиса Премудрая танцует.)

Путешествие продолжается. Следующая станция - Спортивная. Ребята, вспомните виды спорта, названия которых начинается на букву «Ф» (футбол, фехтование, фигурное катание), «В» (волейбол, водное поло, велоспорт), «Ш» (шахматы, шашки), «П» (прыжки в воду, плавание, парусный спорт), «Т» (теннис, тяжелая атлетика). На станции Спортивная есть тир, но стреляют в нем словами.

(Дети по очереди называют слова на заданную букву.)

Последняя наша станция - Шифровальная. Отгадайте слово - поставьте буквы в правильном порядке: ь, н, б, и, л, у, и, д, к - (Будильник.) Он нам и подсказывает, что мы добрались до страны Литературии. А вот и она сама!

(Литературия дарит подарки, говорит напутственное слово.) Путешествие завершилось. Закончим его «Песенкой про улыбку».

(Дети поют «Песенку про улыбку» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).)

Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.

Самые таинственные буквы в русском языке

Учили в детстве мы, друзья,

Весь алфавит от А до Я…

С.Михалков «Азбука»

Самой таинственной является буква Ё. Почти всегда мы пишем ее без двух маленьких точек над ней. А, оказывается, эти две точки завоёваны с большим трудом.

«Более двухсот лет прошло, как она появилась в русском алфавите. До этого была «йо». Впервые букву Ё употребил писатель и историк Н.М.Карамзин в слове «слёзы», объяснив при этом, что Ё заменяет «йо». С тех пор «йо» употреблять не стали. Но Ё приживалась слабо, обычно писали ее без точек. Употребляли новую букву с надстрочными знаками в букварях, словарях, энциклопедиях.

В декрете от 23 декабря 1917 года было сказано: «Признать желательным, но не обязательным употребление буквы Ё». Так с тех пор и повелось.

В 1942 году сделали новую попытку ввести употребление буквы Ё с надстрочными знаками. Но в печати она продолжала употребляться без них. Очевидно, техника печатания, а при письме необходимость отрывать руку для постановки точек заставляют игнорировать точки над ней . Хотя и Й с надстрочным знаком, но она сразу завоевала себе место и при ее написании отклонений нет». (Из книги «Родное слово»)

В младших классах учат обязательно различать Е и Ё, писать с точками, да и в учебниках точки над Ё всегда ставились. А с переходом в пятый класс читать становится сложнее, в книгах две точки уже не поставлены. Например, как правильно читать – оперся или опёрся? Надо ломать голову. Недавно смотрела в словаре, как правильно говорить –желчный или жёлчный пузырь. Была на УЗИ и сказала –жёлчный, а врач поправила – желчный. Или слово «стекла»: надо по смыслу предложения смотреть, вода стекла или стёкла оконные. А, решая кроссворд, по вертикали было слово «копьё», а по горизонтали «плен», в котором нет буквы Ё. Автор не обратил на это внимания, он как бы объединил обе буквы, а я считаю, что так совершенно неправильно. Это две разные буквы и по произношению, и по правописанию, но многие об этом не задумываются. Вот подтверждение:

Еще одной таинственной буквой я считаю Ф. Это случилось после того, как я увидела комедию «Старинный водевиль». В ней речь идет о событиях 1814 года, когда русская армия возвращалась в Москву после победы над Наполеоном. В фильме сказано, что были две буквы – фита и ферт, которые писались по-разному, а произносились одинаково. Тогда современной Ф вообще не было. Наверно, поэтому она отсутствует в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» и многих других. А ответ прост: в русском языке слова с буквой Ф почти все иноязычные, заимствованные из других языков. Например, фант, фантазия, фигура… В некоторых народных говорах до сих пор вместо Ф произносят х, хв: вместо фасон – хвасон, вместо Федор – Хведор. И даже получились обратные замены: хулиган –фулиган, фост – хвост.

В конкурсе «Знатоки» задавали вопрос: «Две почти одинаковые буквы живут по-разному. Одна довольна своей жизнью, а вторая жалуется на то, что ее мало употребляют. О каких буквах идет речь?» Речь шла о мягком и твердом знаках. В справочной литературе есть сведения, что Ъ называют буквой-бездельником. Раньше она называлась «ер» и употреблялась на конце многих слов после согласных: банкъ, домъ. А сейчас играет скромную роль разделения в некоторых словах. Почему же ее роль изменилась? Из-за чрезвычайного затруднения правописания. По подсчетам, процент ее использования составлял 3,4. В царской России книг издавалось немного, но буква «ер» занимала при этом около 8,5 миллиона страниц. «Если бы все твердые знаки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» напечатать отдельно, они заняли бы 70 страниц. А учитывая тираж, буква-бездельник заняла бы 21 миллион страниц. Из этой бумаги получилось бы 21 тысяча книг по тысяче страниц каждая». (Из книги «На уроке и после урока»)

>> Литература: В. Данько. «Загадочные буквы»

Урок 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели:

– познакомить учащихся с учебником;
– ввести понятия «писатель», «автор произведения»;
– совершенствовать навык чтения;
– научить создавать свои двустишия о буквах;
– развивать речевые умения, творческие способности и воображение;
– воспитывать читательский интерес.

Оборудование : алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах.

Ход урока

I. Организационный момент.

В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Учитель демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1. Знакомство с учебником.

Учитель предлагает рассмотреть обложку учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).

– Учитель у меня в портфеле…
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?

2. Изучение правил обращения с книгами.

– Назовите правила обращения с книгой.

Учащиеся читают памятку о правилах обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги на закрытых полках.

– Почему необходимо беречь книгу?
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

> Испокон века книга растит человека.
> Дом без книги что изба без окон.
> С книгой жить – век не тужить.

3. Знакомство с темой I раздела.

– Прочтите название первого раздела учебника.
– Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)

4. Чтение статьи-разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника.

– Чему посвящен первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к чтению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».

– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

2. Отработка навыка чтения целыми словами.

– Прочтите записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла – проглотила
от-кро-ем – откроем
вой-дем – войдем
жуж-жит – жужжит
при-ят-ный – приятный
спа-са-ет-ся – спасается
у-серд-но – усердно
от-клик-нет-ся – откликнется
по-гла-дим – погладим
за-вер-тит-ся – завертится
на ско-во-род-ке – на сковородке

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.

4. Анализ прочитанного произведения.

– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «веселые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.

5. Чтение стихотворения в паре.

– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.

Физкультминутка

Аист

Учащиеся декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает.

Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выборочное чтение.

– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

2. Игра «На что похожи буквы?».

Учитель читает загадки, учащиеся узнают и называют буквы.

Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
С. Маршак

– Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит.
Е. Тарлапан

Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Г. Виеру

Отгадки: Г, Ж, Р, Ф, А, В.

3. Развитие речевых и творческих способностей.

– Прочтите понравившееся двустишие.
– Обратите внимание на последние слова в каждой строке:

Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Что вы заметили?
– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. rhythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

– Найдите слова, которые рифмуются, и прочтите их:

Проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.

– Давайте попробуем сочинить свое двустишие о буквах. Выберите любые две буквы, например Б и К.

– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.

4. Развитие фонематического слуха.

– Послушайте стихи А. Максакова, найдите в них ошибку и назовите слово, которое подходит по смыслу:

Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.

V. Итог урока.

– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Домашнее задание:

1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;
2) попробовать сочинить свое двустишие.

Цели деятельности педагога Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»; развивать речевые умения, творческие способности,
воображение, читательский результат
Этап урока
1
I.
Организацион
ный момент
II.
Актуализация
знаний,
постановка и
решение
учебной задачи
Обучающие
и развивающие компоненты
2
Эмоциональная,
мотивационная подготовка
Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.
Деятельность учителя
3
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –

Войдёшь в любую сказку.
Знакомство
с учебником
Показывает обложку учебника,
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных
произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

Изучение правил обращения с
книгами.
Знакомство с темой I раздела.
Чтение статьи­ разговора
«Дорогой первоклассник!» на
с. 4 учебника
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили­были буквы»?
– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение
нового
материала

Подготовка
к чтению сти­хотворения
В. Данько «Загадочные
буквы».
Чтение целых слов.
Самостоятельное чтение.
Анализ прочитанного
произведения.
Чтение стихотворения в паре
Выборочное чтение.
Игровой момент (загадки)
Развитие речевых и
творческих способностей.
Развитие фонематического
слуха
IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий

Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:
про­гло­ти­ла – проглотила от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим за­вер­тит­ся – завертится

Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные
буквы
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

– Назовите буквы «зубастые».


Просит учащихся прочитать стихотворение вслух
Предлагает прочитать строчки из стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой
строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по
смыслу:

В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
V. Подведение
итогов
Обобщение полученных на
уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник? – С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке? – Кто автор этого произведения?

VI.
Внеурочная
деятельность
Придумать
и нарисовать «загадочные
буквы».
Сочинить своё двустишие
Объясняет домашнее задание

Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые
умения
5
Воспринимать
на слух речь
педагога, понимать
смысл
стихотворения
(познавательные)
Отвечать на
вопросы учителя
(коммуникативные,
познавательные).
Форма
контроля
6
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы
на
вопросы
.
Этап урока
1
I.
Организаци
онный
момент
II.
Актуализац
ия знаний,
постановка
и решение
учебной
задачи
Обучающие
и развивающие
компоненты
задания и
упражнения
2
Эмоциональная,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Знакомство
с учебником
Деятельность учителя
3
Читает стихотворение и демонстрирует на
доске разноцветные буквы, составляющие
алфавит.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Показывает обложку учебника, организует
диалог с учащимися по вопросам:
– Почему учебник называют в этом
стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого
учебника изображены дети с книгой и герои
литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из
нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Изучение правил
обращения с
книгами.
Предлагает вспомнить правила обращения с
книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:
– Почему необходимо беречь книгу?

Знакомство с
темой I раздела.
– Объясните смысл русских народных
пословиц и поговорок:
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Просит прочитать название первого раздела
учебника, организует беседу с учащимися по
вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам
произведения по теме «Жили­были буквы»?
4
Слушают
стихотворение,
рассматривают буквы
на доске
(познавательные)
Подготовленные
заранее ученики
читают
по ролям
стихотворение В.
Берестова «Учебник»
(коммуникативные,
познавательные).
– Учитель у меня
в портфеле…
– Кто? Быть не
может! Неужели?
– Взгляни,
пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
Читают памятку о
правилах обращения
с книгой.
Отвечают на вопросы
(регулятивные,
коммуникативные,
познавательные).
Самостоятельно
читают раздел.
Осознанно
высказываться о
значении книг в
жизни
человека
(коммуникативные,
регулятивные,
познавательные).
Осознанно строить
речевое
высказывание.
Понимать смысл
загадки.
Устные
ответы.
Устные
ответы.

– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой
ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по
прочитанному тексту:
– Чему посвящён первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками?
Почему?
Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с
новым произведением? (С чтения фамилии
автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько?
Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать,
о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей
азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске
слова сначала по слогам, затем целыми
словами:
Чтение статьи­
разговора
«Дорогой
первоклассник!»
на с. 4 учебника
III.
Изучение
нового
материала
Подготовка
к чтению сти­
хотворения
В. Данько
«Загадочные
буквы».

Чтение целых
слов.
Самостоятельно
е чтение.
про­гло­ти­ла – проглотила
от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем
жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный
спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно
от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим
за­вер­тит­ся – завертится
на ско­во­род­ке – на сковородке
Предлагает прочитать стихотворение В. Данько
«Загадочные буквы» и записать в «окошки»
отгаданные буквы
Анализ
прочитанного
произведения.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы –
рисунки или слова из стихотворения?
Слушают статью и
отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
педагога
Понимать на слух
речь учителя.
Понимать смысл
текста
Отвечать на
вопросы учителя.
Строить
высказывания,
понятные для
партнёра
Наблюд
ения
учителя
Устные
ответы
Самостоятельно
читают слова.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Самостоятельно
читают стихотворение
В. Данько
«Загадочные буквы» и
выполняют задание
Отвечают на вопросы
педагога.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу
Формулировать
своё мнение и
позицию по
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы

IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий
Чтение
стихотворения в
паре
Выборочное
чтение.
Игровой момент
(загадки)
Развитие
речевых и
творческих
способностей.

– Объясните, почему автор назвал свое
стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «весёлые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.
Просит учащихся прочитать стихотворение
вслух
Предлагает прочитать строчки из
стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.
Проводит игру «На что похожи буквы?».
Читает загадки (Приложение 3).
Предлагает прочитать понравившееся
двустишие и обратить внимание на последние
слова в каждой строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
Организует эвристическую беседу.
– Обычно последние слова в стихотворениях
согласуются по звучанию. Говорят, что слова
рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение)
– повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и
связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и
прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы,
Читают
стихотворение: один
называет букву,
другой читает
предложение
Читают.
заданной теме.
Договариваться
в совместной
деятельности
Учитывать
ориентиры
действия,
предложенные
учителем.
Узнают и называют
буквы.
Читают двустишие,
находят слова,
которые рифмуются.
Понимать смысл
загадок и делать
выводы.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Находят слова по
заданию учителя.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Сочиняют своё
Планировать свои
действия в
Устные

Развитие
фонематическог
о слуха
например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти
буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы
последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти
в них ошибку и назвать слово, которое
подходит по смыслу:
– Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
двустишие о буквах,
придумывают и
рифмуют слова
соответствии с
поставленной
задачей
ответы.
Слушают стихи и
находят ошибку
Понимать на слух
речь учителя,
осуществлять
анализ значения
слов
Устные
ответы
V.
Подведение
итогов
Обобщение
полученных на
уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали
знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение
«Загадочные буквы»?
Размышляют и
отвечают на вопросы.
Определяют своё
эмоциональное
состояние на уроке
Делать выводы,
объяснять значение
терминов
Устные
ответы.
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на
уроке
VI.
Внеурочная
деятельност
ь
Придумать
и нарисовать
«загадочные
буквы».
Сочинить своё
двустишие
Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее
задание
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.