Награждены победители конкурса «Лучшая муниципальная практика» в рамках IV Форума лучших муниципальных практик. Награждены победители конкурса «Лучшая муниципальная практика» в рамках IV Форума лучших муниципальных практик В номинации «Жилищное самоуправл

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2017, N 0001201705310023);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2017, N 0001201711280015).
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика".

2. Установить, что реализация функций, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации с участием Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" и Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" представить в Министерство юстиции Российской Федерации в 30-дневный срок предложения по составу федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - конкурс).

4. Установить, что бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, предоставляются из федерального бюджета на премирование победителей конкурса иные межбюджетные трансферты для их предоставления местным бюджетам в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 декабря 2016 года соответствующие форму конкурсных заявок муниципальных образований и методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований.

6. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принять участие в организации и проведении конкурса в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением;

содействовать распространению среди муниципальных образований информации о конкурсе и примерах лучшей практики деятельности органов местного самоуправления.

7. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 707 "О Всероссийском конкурсе на звание "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст.4352);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 687 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 707" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст.4700);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст.5052).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика"

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 августа 2016 года N 815

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - конкурс), а также порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, из федерального бюджета на премирование победителей конкурса иных межбюджетных трансфертов для их предоставления местным бюджетам (далее - иные межбюджетные трансферты).

2. Конкурс организуется и проводится ежегодно в целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований (далее - лучшая муниципальная практика). Конкурс состоит из регионального и федерального этапов, проводимых последовательно.

3. Конкурс проводится по следующим номинациям, отражающим практику организации муниципального управления и решение вопросов местного значения муниципальных образований (далее - номинации конкурса):

а) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

б) муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

в) обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

г) укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне.
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года N 1424)

4. В конкурсе вправе участвовать городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения, распределяемые по следующим категориям участников конкурса:

5. Региональный этап конкурса проводится в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях выявления и отбора примеров лучшей муниципальной практики в каждом из субъектов Российской Федерации для последующего проведения федерального этапа конкурса.

Конкурсные заявки муниципальных образований, подготовленные с учетом предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения методики и формы, представляются в федеральную конкурсную комиссию по организации и проведению Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - комиссия) до 20 июля.

6. Конкурсная заявка муниципального образования может быть отклонена на любом этапе конкурса в случае ее представления с нарушением установленных сроков, оформления с нарушением требований, некомплектности, а также указания в ней недостоверных и (или) недействительных сведений. Определение недостоверности и (или) недействительности сведений, указанных в заявке, осуществляется на основе выявления несоответствия таких сведений друг другу, значительных неточностей и погрешностей в вычислениях, несоответствия данным государственной статистики или иным официальным данным, а также на основе экспертных мнений не менее чем одной трети членов соответствующей подкомиссии комиссии.

7. Комиссия или ее подкомиссии определяют количество конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых в комиссию от каждого субъекта Российской Федерации по каждой номинации конкурса и категории участников конкурса, которые предусмотрены пунктами 3 и 4 настоящего Положения.

8. Комиссией может быть предусмотрена возможность принятия к рассмотрению конкурсных заявок муниципальных образований, не ставших победителями регионального этапа конкурса либо не участвовавших в нем, но практика деятельности органов местного самоуправления которых исходя из рекомендации Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" или Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" может быть признана лучшей в субъекте Российской Федерации. В этом случае каждая из указанных организаций вправе рекомендовать комиссии не позднее 1 августа не более 3 конкурсных заявок муниципальных образований от каждого субъекта Российской Федерации.

9. Методика оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форма конкурсной заявки муниципального образования утверждаются по следующим номинациям конкурса:

а) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

б) муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами - Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

в) обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах - Министерством юстиции Российской Федерации;

г) укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне - Федеральным агентством по делам национальностей.
(Подпункт дополнительно включен с 6 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года N 1424)

10. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением между ними номинаций конкурса образуют для проведения федерального этапа конкурса подкомиссии комиссии, которые:

а) осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии;

б) осуществляют прием и рассмотрение конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых в комиссию;

в) информируют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения конкурса;

г) запрашивают информацию и получают пояснения по представленным конкурсным заявкам муниципальных образований;

д) вносят предложения по определению победителей конкурса по номинациям конкурса.

11. Основными функциями комиссии являются:

а) определение победителей конкурса;

б) утверждение составов своих подкомиссий и положений о них;

в) одобрение в целом проекта методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований по каждой номинации конкурса;

г) решение иных вопросов организации и проведения конкурса.

12. Председателем комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий в соответствии с распределением обязанностей реализацию государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципальных образований.

Председатель комиссии по представлению Министерства юстиции Российской Федерации утверждает ее регламент и состав.

Состав комиссии формируется с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)", Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" и иных заинтересованных организаций. Указанные предложения должны содержать в том числе кандидатуры независимых экспертов. Количество представителей указанных федеральных органов исполнительной власти не может составлять более половины состава комиссии.

13. Решения комиссии по вопросам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 11 и в пункте 20 настоящего Положения, принимаются исключительно на ее заседании, по остальным вопросам решения комиссии могут приниматься ее председателем.

14. Информация об организации и проведении конкурса, включая методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форму конкурсных заявок муниципальных образований, размещается на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и предоставляется Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" и Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" для обеспечения возможности размещения ими указанной информации на своих сайтах в сети "Интернет".

15. Комиссия в соответствии с методикой оценки конкурсных заявок муниципальных образований по каждой номинации конкурса определяет до 1 октября муниципальные образования, в конкурсных материалах которых отражены примеры лучшей муниципальной практики по соответствующим номинациям конкурса.

Комиссия определяет 3 победителей конкурса по соответствующим номинациям конкурса и категориям участников конкурса, среди которых распределяются первое - третье места победителей конкурса.

Случаи, в которых подведение итогов конкурса не осуществляется либо определяется меньшее число мест победителей конкурса, определяются комиссией.

16. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определять поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения функций по организационно-техническому обеспечению деятельности комиссии, разработке методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, обработке и предварительному рассмотрению материалов, представляемых в комиссию, а также для проведения торжественной церемонии, изготовления дипломов и иных предметов, вручаемых муниципальным образованиям.

17. Подведение итогов конкурса, определенных в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, оформляется решением комиссии.

18. По решению Правительства Российской Федерации победителям конкурса присуждаются дипломы Правительства Российской Федерации и денежные премии.

19. Размер денежной премии определяется путем распределения средств, предусмотренных в федеральном бюджете на премирование победителей конкурса, в следующих пропорциях:

а) по номинациям конкурса - в равных долях;

20. В случае если подведение итогов конкурса не осуществлялось либо определено меньшее число мест победителей конкурса, перераспределение средств на их премирование осуществляется по решению комиссии.

21. Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, иных межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству юстиции Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 649 .

Распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов утверждается Правительством Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней после утверждения Правительством Российской Федерации распределения иных межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление иных межбюджетных трансфертов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3-го рабочего дня со дня получения от территориальных органов Федерального казначейства информации о поступлении иных межбюджетных трансфертов в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации осуществляют через указанные счета перечисление в установленном порядке иных межбюджетных трансфертов в соответствующие местные бюджеты.

22. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - органами местного самоуправления), за которыми в установленном порядке закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

23. Федеральные органы исполнительной власти, представители которых являются членами комиссии, вправе учреждать и применять собственные меры нематериального поощрения муниципальных образований, участвующих в федеральном этапе конкурса.

24. Вручение дипломов Правительства Российской Федерации победителям конкурса осуществляется в торжественной обстановке комиссией и (или) по ее поручению соответствующим федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса.

25. Обобщение выявленных по итогам конкурса примеров лучшей муниципальной практики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса.

26. Примеры лучшей муниципальной практики публикуются в соответствующих сборниках, подготовка которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса и размещаются в сети "Интернет".

В деятельности по обобщению примеров лучшей муниципальной практики, подготовке соответствующих сборников и их размещению в сети "Интернет" вправе участвовать Ассоциация "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)", советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Всероссийский Совет местного самоуправления" и иные организации, представители которых являются членами комиссии.

27. Информация о размещении сборников примеров лучшей муниципальной практики в сети "Интернет" доводится федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оказания содействия в распространении примеров лучшей муниципальной практики среди муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Лучшие муниципальные практики России, представленные на Межрегиональном Форуме 18 июля 2016 года в Челябинске

Более десяти лучших муниципальных практик страны из Якутии, Ханты-Мансийска, Псковской, Архангельской и Владимирской областей представили участники межрегионального форума, который состоялся в Челябинске 18 июля. Муниципалитеты Челябинской области, равно как и других регионов страны, готовы применять наиболее удачные идеи у себя.


Челябинск был выбран местом проведения форума по инициативе общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМС), которую возглавляет сенатор Совета Федерации Дмитрий Азаров .

«Челябинск и Челябинская область в целом всегда находятся в авангарде муниципального движения, самым быстрым образом реагируют на те изменения, которые происходят в законодательстве, и активно участвуют в законотворческом процессе», — отметил Азаров.


Доклады (ссылка на текст) и презентации (ссылка на фото):



Проект «Музей городов под открытым небом» Администрации г. Магнитогорска Челябинской области (II место по итогам всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Урбанистика»)

- Логинов Александр Анатольевич , начальник управления культуры администрации г. Магнитогорска Челябинской области


Проект «Ханты-Мансийск - новогодняя столица Югры» Администрации города Ханты-Мансийска (III место по итогам всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Урбанистика»)

- Пенчуков Константин Львович , заместитель главы Администрации г. Ханты-Мансийска


«Дом Надежды» ТОСа Заозерье. Опыт работы деревенского ТОС (I место по итогам всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Развитие ТОС»)

- Коротаева Татьяна Николаевна , Председатель ТОС Заозерье Мезенского района Архангельской области, депутат Архангельского областного Собрания депутатов


ТОС как основная форма вовлечения населения в решение вопросов местного самоуправления (II место по итогам всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Развитие ТОС»)

- Никулин Дмитрий Георгиевич , депутат Кировской городской Думы, Председатель Регионального совета Кировского регионального отделения ВСМС


Опыт развития территориального общественного самоуправления в Златоустовском городском округе Челябинской области

- Жилин Вячеслав Анатольевич , глава Златоустовского городского округа Челябинской области


Интернет-портал One click Yakutsk - инструмент взаимодействия между жителями и руководством города, действующий на принципах краудсорсинга (I место по итогам всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Общественный контроль и общественная оценка работы местной власти»)

- Попова Маргарита Васильевна , руководитель городского портала «One click Yakutsk»


Стратегия комплексного развития Петушинского района Владимирской области - курс на инновации (финалист всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик в номинации «Стратегическое развитие муниципальных образований»)

- Филонова Ирина Владимировна , заместитель главы администрации Петушинского района Владимирской области по экономическому развитию и инвестициям


Практика благоустройства Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
- Глинкин Александр Васильевич , глава Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области


Опыт создания и организации деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Патриот»

- Мультах Анатолий Иосифович , директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Патриот»

С 16 по 18 июня 2016 года в столице Республики Башкортостан прошел IV Форум Союза российских городов «Лучшие муниципальные практики», который в Уфе впервые получил статус международного. Организаторами форума выступили Союз российских городов и Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан при поддержке Главы Республики Башкортостан Рустэма Закиевича Хамитова, Правительства Республики Башкортостан, а также представителей федеральных министерств и ведомств. Об основных итогах мероприятия рассказал на очередном оперативном совещании в муниципалитете заместитель главы Администрации ГО г. Уфа Ильдар Финатович Хасанов.

Союз российских городов – одна из старейших общественных организаций в России, в его составе 91 муниципальное образование Российской Федерации. Он был создан в марте 1991 года по инициативе 65 российских городов.


Всероссийский Совет местного самоуправления подвел итоги Конкурса лучших муниципальных практик, в котором приняли участие практически все регионы Российской Федерации.

Наша республика стала одним из наиболее активных участников Конкурса. Всего от Республики Башкортостан было направлено в Москву более 30 заявок.

В связи с чем, по итогам Конкурса Региональному отделению Республики Башкортостан Всероссийского Совета местного самоуправления за активное участие во всероссийском Конкурсе лучших муниципальных практик была объявлена Благодарность от имени Председателя ВСМС Д.И. Азарова .


27 мая 2016 года, в преддверии десятилетнего юбилея Всероссийского Совета местного самоуправления, в Российской Федерации планируется проведение II Всероссийской акции «Международный день соседей».
В прошлом году в акции приняли участие свыше 130 тысяч жителей из 75 регионов России. Учитывая высокий общественный интерес, большое количество участников и внимания со стороны СМИ, было принято решение о проведении «Международного дня соседей» и в этом году.

В настоящее время формируются региональные оргкомитеты, и уже в 42 субъектах Российской Федерации начата подготовительная работа к проведению культурно-массовых мероприятий во дворах и городских парках. Планируется участие свыше 3 000 000 жителей из большинства регионов страны.


20 апреля в канун Дня местного самоуправления в Совете Федерации состоялось совместное заседание Советов по местному самоуправлению при Совете Федерации и при Председателе Государственной Думы на тему «Местное самоуправление в РФ: вопросы законодательного обеспечения и правоприменительная практика».

Заседание провели Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Васильев.

На мероприятие были приглашены Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители региональных органов исполнительной власти, представители профильных министерств и ведомств, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, органов ТОС, инициативных групп граждан, научного сообщества. Всего в заседании приняло участие более трехсот человек.


7 апреля в Совете Федерации состоялось заседание комиссии Всероссийского Конкурса лучших муниципальных практик, которое провел председатель комиссии, Председатель ВСМС Дмитрий Азаров.

К этому заседанию каждая экспертная группа выбрала по 5-8 практик, набравших максимальное количество баллов, отличающихся результативностью и оригинальностью, в наибольшей степени соответствующих ключевому критерию конкурса - вовлечение граждан в местное самоуправление.

К определению победителей конкурса ВСМС приглашает активных граждан. На сайте ВСМС будет размещена информация о финалистах. Каждый посетитель сайта сможет проголосовать за любую понравившуюся практику. По мнению ВСМС, поддержанному конкурсной комиссией, фактор народного голосования станет важным подтверждением вовлеченности граждан в реализацию практики.


18 марта глава Администрации городского округа город Уфа Ирек Ялалов принял участие в совместном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Союза российских городов «Опыт российских городов в решении задач развития территорий», посвящённом 25-летию Союза. Вела заседание заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Галина Карелова.

На мероприятие были приглашены депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, эксперты. Одна из главных задач совместной деятельности Комитета и Союза - укрепление экономических основ местного самоуправления, а также выработка приоритетов и механизмов стратегического развития муниципальных образований.

По нашему убеждению, изначально задача может и должна ставиться несколько шире, чем она определена в АСИ ‒ с формулировкой по малому и среднему бизнесу. При изучении (и дальнейшем внедрении) лучших отечественных Практик муниципального управления мы ориентировались не только на сектор МСБ и взаимодействие с ним – мы планировали работу по улучшению и развитию инвестиционного климата в целом.

Заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Мутко провел заседание федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению «Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». В конкурсе принимают участие городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения. Проведение данного конкурса помогает обобщать и распространять наиболее успешный опыт муниципального управления.

Виталий Мутко подчеркнул важность ежегодного проведения данного конкурса для создания дополнительных стимулов социально-экономического развития округов и муниципалитетов и призвал организаторов увеличивать количество заявок участников, стимулировать регионы и популяризировать участие в конкурсе местные органы управления. «Мы должны активизировать развитие по всей стране, чтобы любой человек в любой точке России жил в комфортных и достойных условиях. Хотелось бы, чтобы в следующем году стало больше участников конкурса. Для этого необходимо разработать образовательные программы и стимулировать муниципалитеты участвовать в них», - отметил вице- премьер.

По итогам очередного конкурса призовые места присуждены городам Анапа, Новороссийск, Калуга. По II категории: 1 место – муниципальное образование села Султан Андроповского района Ставропольского края, 2 место – Урманаевский сельсовет муниципального района Бакалинского (Республика Башкортостан). В номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды среди жизнедеятельности населения и развитие жилищного-коммунального хозяйства» были определены следующие победители: 1 место – городской округ город Уфа Республики Башкортостан, 2 место – муниципальное образование город Чебоксары Чувашской Республики, 3 место – муниципальное образование Городской округ «Жатай» Республики Саха (Якутия).

По II категории: 1 место – сельское поселение Введенский сельсовет Липецкого муниципального района (Липецкая область), 2 место – Чемоданский сельсовет Бессоновского района Пензенской области,3 место – муниципальное образование «Егорлыкское сельское поселение» муниципального образования «Егорлыкский район» Ростовской области.

Впервые была введена номинация «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». В ней определились следующие победители по I категории: 1 место – город Чистополь (Республика Татарстан) , 2 место – муниципальное образование «город Ульяновск» (Ульновская обл.), 3 место – муниципальное образование город Чудово Новгородской области. По II категории: 1 место- сельское поселение Казацкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, 2 место- муниципальное образование «Орловское сельское поселение» муниципального района «Орловский район»Ростовской области, 3 место – Неверкинский сельсовет Неверкинского района Пензенской области.

Победители в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» в I категории стали: 1 место – городской округ Октябрьский (республика Башкортостан), 2 место – городской округ город Сургут (Ханты-Мансийский АО), 3 место – Сорочинский городской округ Оренбургской области.

Во II категории победителями стали: 1 место – муниципальное образование «Персиановское сельское поселение» муниципального района «Октябрьский район» Ростовской области, 2 место – Юнгинское сельское поселение Моргаушского района Чувашской Республики, 3 место – Новоникольский сельсовет Грачевского района Оренбургкой области.

Справочно:

Конкурс проходит в два этапа: на региональном и федеральном уровнях. Результаты отбора победителей регионального этапа конкурса представляются в федеральную конкурсную комиссию, которая определяет победителей конкурса с учётом методик оценки конкурсных заявок муниципальных образований соответственно номинациям.Победители конкурса награждаются дипломами Правительства России. Бюджетам субъектов Федерации, в которых расположены муниципальные образования – победители конкурса, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для направления их местным бюджетам на премирование победителей конкурса.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2016 г. N 815
"О Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что реализация функций, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации с участием Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" и Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" представить в Министерство юстиции Российской Федерации в 30-дневный срок предложения по составу федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - конкурс).

4. Установить, что бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, предоставляются из федерального бюджета на премирование победителей конкурса иные межбюджетные трансферты для их предоставления местным бюджетам в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 декабря 2016 г. соответствующие форму конкурсных заявок муниципальных образований и методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований.

принять участие в организации и проведении конкурса в соответствии с Положением , утвержденным настоящим постановлением;

содействовать распространению среди муниципальных образований информации о конкурсе и примерах лучшей практики деятельности органов местного самоуправления.

7. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 707 "О Всероссийском конкурсе на звание "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4352);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 687 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 707" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4700);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5052).

Положение
о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика"
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016 г. N 815)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - конкурс), а также порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, из федерального бюджета на премирование победителей конкурса иных межбюджетных трансфертов для их предоставления местным бюджетам (далее - иные межбюджетные трансферты).

2. Конкурс организуется и проводится ежегодно в целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований (далее - лучшая муниципальная практика). Конкурс состоит из регионального и федерального этапов, проводимых последовательно.

3. Конкурс проводится по следующим номинациям, отражающим практику организации муниципального управления и решение вопросов местного значения муниципальных образований (далее - номинации конкурса):

а) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

б) муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

в) обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

Информация об изменениях:

Пункт 3 дополнен подпунктом "г" с 6 декабря 2017 г. - Постановление

г) укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне.

4. В конкурсе вправе участвовать городские округа (городские округа с внутригородским делением), городские и сельские поселения, распределяемые по следующим категориям участников конкурса:

5. Региональный этап конкурса проводится в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях выявления и отбора примеров лучшей муниципальной практики в каждом из субъектов Российской Федерации для последующего проведения федерального этапа конкурса.

Конкурсные заявки муниципальных образований, подготовленные с учетом предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения методики и формы , представляются в федеральную конкурсную комиссию по организации и проведению Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" (далее - комиссия) до 20 июля.

6. Конкурсная заявка муниципального образования может быть отклонена на любом этапе конкурса в случае ее представления с нарушением установленных сроков, оформления с нарушением требований, некомплектности, а также указания в ней недостоверных и (или) недействительных сведений. Определение недостоверности и (или) недействительности сведений, указанных в заявке, осуществляется на основе выявления несоответствия таких сведений друг другу, значительных неточностей и погрешностей в вычислениях, несоответствия данным государственной статистики или иным официальным данным, а также на основе экспертных мнений не менее чем одной трети членов соответствующей подкомиссии комиссии.

7. Комиссия или ее подкомиссии определяют количество конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых в комиссию от каждого субъекта Российской Федерации по каждой номинации конкурса и категории участников конкурса, которые предусмотрены пунктами 3 и настоящего Положения.

8. Комиссией может быть предусмотрена возможность принятия к рассмотрению конкурсных заявок муниципальных образований, не ставших победителями регионального этапа конкурса либо не участвовавших в нем, но практика деятельности органов местного самоуправления которых исходя из рекомендации Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" или Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" может быть признана лучшей в субъекте Российской Федерации. В этом случае каждая из указанных организаций вправе рекомендовать комиссии не позднее 1 августа не более 3 конкурсных заявок муниципальных образований от каждого субъекта Российской Федерации.

9. Методика оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форма конкурсной заявки муниципального образования утверждаются по следующим номинациям конкурса:

а) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

б) муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами - Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

в) обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах - Министерством юстиции Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 9 дополнен подпунктом "г" с 6 декабря 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2017 г. N 1424

г) укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне - Федеральным агентством по делам национальностей.

10. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением между ними номинаций конкурса образуют для проведения федерального этапа конкурса подкомиссии комиссии, которые:

а) осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии;

11. Основными функциями комиссии являются:

б) утверждение составов своих подкомиссий и положений о них;

12. Председателем комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий в соответствии с распределением обязанностей реализацию государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципальных образований.

Председатель комиссии по представлению Министерства юстиции Российской Федерации утверждает ее регламент и состав.

Состав комиссии формируется с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)", Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" и иных заинтересованных организаций. Указанные предложения должны содержать в том числе кандидатуры независимых экспертов. Количество представителей указанных федеральных органов исполнительной власти не может составлять более половины состава комиссии.

14. Информация об организации и проведении конкурса, включая методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований и форму конкурсных заявок муниципальных образований, размещается на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 9 настоящего Положения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и предоставляется Ассоциации "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)" и Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" для обеспечения возможности размещения ими указанной информации на своих сайтах в сети "Интернет".

15. Комиссия в соответствии с методикой оценки конкурсных заявок муниципальных образований по каждой номинации конкурса определяет до 1 октября муниципальные образования, в конкурсных материалах которых отражены примеры лучшей муниципальной практики по соответствующим номинациям конкурса.

Комиссия определяет 3 победителей конкурса по соответствующим номинациям конкурса и категориям участников конкурса, среди которых распределяются первое-третье места победителей конкурса.

Случаи, в которых подведение итогов конкурса не осуществляется либо определяется меньшее число мест победителей конкурса, определяются комиссией.

16. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 9 настоящего Положения, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определять поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения функций по организационно-техническому обеспечению деятельности комиссии, разработке методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, обработке и предварительному рассмотрению материалов, представляемых в комиссию, а также для проведения торжественной церемонии, изготовления дипломов и иных предметов, вручаемых муниципальным образованиям.

21. Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, иных межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству юстиции Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.

Распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов утверждается Правительством Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней после утверждения Правительством Российской Федерации распределения иных межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление иных межбюджетных трансфертов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3-го рабочего дня со дня получения от территориальных органов Федерального казначейства информации о поступлении иных межбюджетных трансфертов в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации осуществляют через указанные счета перечисление в установленном порядке иных межбюджетных трансфертов в соответствующие местные бюджеты.

22. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - органами местного самоуправления), за которыми в установленном порядке закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

24. Вручение дипломов Правительства Российской Федерации победителям конкурса осуществляется в торжественной обстановке комиссией и (или) по ее поручению соответствующим федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса.

26. Примеры лучшей муниципальной практики публикуются в соответствующих сборниках, подготовка которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса и размещаются в сети "Интернет".

В деятельности по обобщению примеров лучшей муниципальной практики, подготовке соответствующих сборников и их размещению в сети "Интернет" вправе участвовать Ассоциация "Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)", советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Всероссийский Совет местного самоуправления" и иные организации, представители которых являются членами комиссии.

27. Информация о размещении сборников примеров лучшей муниципальной практики в сети "Интернет" доводится федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 9 настоящего Положения, в соответствии с распределением номинаций конкурса до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оказания содействия в распространении примеров лучшей муниципальной практики среди муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации.