Сергей есин писатель биография. Литература не терпит «штучек. Самые известные произведения Сергея Есина

Серге́й Никола́евич Е́син (род. 18 декабря , Москва) - российский писатель.

Краткая биография

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Награды и премии

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух . Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011
  • «Опись имущества одинокого человека» (роман), 2014

Напишите отзыв о статье "Есин, Сергей Николаевич"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Ссылки

Предшественник:
Сидоров, Евгений Юрьевич
ректор
1992-2006
Преемник:
Тарасов, Борис Николаевич

Отрывок, характеризующий Есин, Сергей Николаевич

Сени наполнились безобразными звуками возни и пьяными хрипящими звуками запыхавшегося голоса.
Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 15 лет не появилось ни одного по-настоящему нового автора, произведения или явления. Истинная литература - это то, что ввинчено в общественное сознание. Я вижу: дают Букеровскую премию, читаю книгу. Да, более-менее интересно, но абсолютно не укоренено в обиходе. Куда делись писатели, когда-то гремевшие после получения Букера? Их нет. А если кто и остался, то исторически принадлежит советской литературе. Сейчас студентам интересен очень средний писатель Довлатов, литература не для высоколобых - Пелевин, штучное явление Ерофеев и публицистика Лимонова. Но все это сначала кажется открытием, а потом расползается. Сейчас пишут, посматривая назад или на Запад. Много второсортной литературы. Есть мастеровитые писатели. Например, Улицкая. Хотя по своей натуре она скорее беллетрист. Но настоящая литература не может держаться на «штучках». Уверен: время расставит все на свои места. Литература - вещь мстительная. Когда-то Иван Бунин получил Нобелевскую премию, оттеснив не менее талантливого Ивана Шмелева. Сейчас Шмелев наступает на Бунина и берет «реванш».

- Чего же нынешней литературе не хватает для нормального развития?

Объема и задач, масштаба игры, охвата времени. Необходимо мощное стилевое начало. Литература возникает, когда смыкается «ПРО ЧТО» и «КАК». А у нас в последнее время только «про что». Обнажение жизни, честно говоря, бессовестное. Нужны попытки взглянуть на мир по-другому, напрячь воображение. Но чтобы ассоциации засверкали, требуется большая культура, которую необходимо в себе взрастить. Есть и другая причина упадка. Скажите, ради чего писать, ради чего побеждать? В Древней Греции побеждали ради славы города, рода, себя лично. А теперь? Наша слава ничем не обернется - поэтому и на Олимпиаде провал. Нужна не только идеология, как часто говорят. Нужна любовь к тому, что защищаешь. За что и против чего должна бороться нынешняя литература? Разработка образа маленького человека в прошлом. Ругать правительство - да вроде все довольны: и кока-кола есть, и выезд из страны открыт. Но наше время духовно выжжено. Про что писать - про олигархов, власть, современного героя? В нынешнем обществе присутствует какая-то двусмысленность. И дети (студенты Литинститута. - Прим. авт.) стали так писать - ни туда ни сюда. Раньше стихи читала вся страна. Кто не знал Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину? А сейчас и поэты есть хорошие. Но камерные. И поэзии в общественном сознании нет, потому что о ней никто ничего не знает.

- Быть может, возродиться литературе поможет возвращение к религиозной теме, столько лет находившейся под запретом?

Эта литература обязательно получит новое развитие. Другое дело, что писатель, взявшийся за такую тему, должен тщательно разработать собственное сознание и веру. А для этого нужно больше времени, исторической свободы. В более широком смысле темы Нового Завета разрабатывает вся литература. Для меня самое крупное литературное впечатление последних дней - чикагские аудиозаписи Евангелий. Это хорошо продуманное, спокойное прочтение текста. И я осознал, что Библия - фантастический род литературы. Она открыла нам все ходы - от импрессионистических приемов, своеобразного построения сюжета, самых изысканных форм подачи до прямого воплощения идей. Рядом с этой литературой вся другая кажется вторичной. Даже «нестыковки» в трактовке тех или иных явлений библейской истории, которые есть в разных Евангелиях, сейчас мне кажутся изощреннейшим ходом. И это сделано настолько грандиозно, что, кажется, человеку понять невозможно. Нужна высшая интуиция.

- Как вы думаете, о чем будут произведения новой русской литературы?

Сейчас жду появления нового «Сатирикона». Это должно быть не столько сатирическое осмеяние действительности, сколько ее специфическое рассмотрение и фиксация. Затем должны нахлынуть волны блестяще написанной социальной литературы. Если она не будет таковой, то окажется никому не нужна. Дальше - произведения, где будут очень тесно увязаны общечеловеческие проблемы и проблемы сегодняшнего дня. И наконец, новый роман. Поясню. Кто-нибудь помнит труды академика Тарле? Он изобразил войну 1812 года куда более точно, чем Лев Толстой. Но мы знаем о событиях того времени только по Толстому. А XIX век мы знаем по Пушкину. И через 30 лет войну между красными и белыми будут знать только по «Тихому Дону». Писателя нынешней эпохи у нас нет. Но он должен появиться. Однако это должно быть произведение не только по истории. За жизнью должно проглядывать что-то другое. «Муму» - ныне детский рассказик, история немого Герасима и его собаки. А когда-то это произведение оказало колоссальное влияние на отмену крепостного права. И после сегодняшней эпохи грядет новое толстовство, а потом опять придет разруха. Такое же черное поле, через которое мы пытаемся переползти сейчас.

- Давайте соберем в рюкзак книги, которые мы возьмем с собой в новую эпоху.

Лучшие дня

Писатели - люди эгоистичные. Они пытаются забрать что-то свое. А задача культуры - забрать как можно больше всего. Рюкзак, знаете ли, сумка небольшая. И я бы уложил самое хрупкое. То, что без нас через черное поле не перейдет. Классическая литература и Серебряный век сами пробьют себе дорогу. Нужно не потерять крупнейшие достижения советской литературы, заставить их работать. Например, Алексея Толстого, Зощенко, Шукшина, Ильфа и Петрова…

Мне кажется, я для этого стар. Нужно другое самочувствие эндокринных желез, более густой адреналин. Хотя сейчас я все-таки пишу очередной роман.

Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935, Москва) - российский писатель и журналист.

Краткая биография

Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор». С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация - повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. С 1987 преподаватель, в 1992-2006 также ректор Литературного института. Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Вольфганг Казак

Жена - кинокритик Валентина Иванова (1937-2008).

Награды и премии

  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (2000) - за заслуги в области искусства
  • Почётный работник высшего образования РФ
  • Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»
  • Премия Правительства Москвы (1995)
  • Орден Дружбы (1996)
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта 2004) - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • Бунинская премия (2008)
  • Горьковская литературная премия (2009)
  • Премия «Венец» (2012) Союза писателей Москвы
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля 2013) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Премия «Золотой Дельвиг» (2014) - за многолетнюю литературную деятельность и создание произведений, которые стали вехами в советской и русской литературной жизни

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011
  • «Опись имущества одинокого человека» (роман), 2014

Общий стаж работы:

Стаж работы по специальности:

Повышение квалификации (последнее):

2011 год (Казань)

Биография

Сергей Николаевич Есин родился 18 декабря 1935 в Москве. Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор». С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация - повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. С 1987 преподаватель, в 1992-2006 также ректор Литературного института. Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.

Сергей Николаевич Есин скончался 11 декабря 2017 года. Его сердце остановилось в дороге, в Минске, где делегация Литературного института представляла Дом национальных литератур.

Вся жизнь Сергея Николаевича была связана со словом, и завершилась она в поиске молодых творческих сил, с надеждами на широкое развитие нашего необходимого миру дела.

Достижения и поощрения (премии, награды, почетные звания)

Заслуженный деятель искусств РФ Почётный работник высшего образования РФ Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства Орден Дружбы (1996) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта 2004) - за большой вклад в развитие отечественной культуры Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля 2013) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу

Библиография

«Живём только два раза», 1976 (сборник) «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник) «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть) «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник) «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга) «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего) «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине) «Гладиатор», 1987 (сборник) «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2 «Типы», 1990 (сборник) «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990 «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия) «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4 «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10 «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994 «Рассказы», 1995 «Гувернёр», 1996 (роман) «Культура и власть», 1997 (сборник эссе) «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография) «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002 «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург») «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009 «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009 «Маркиз» (роман), 2011

ЕСИН , СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала "Кругозор". С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников "Живем только два раза" (1976) и "При свете маленького прожектора" (1979) привлек широкое внимание романом "Имитатор. Записки честолюбивого человека" (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы "Временитель" (1987, др. назв. этого "романа о любви и дружбе" - "Гладиатор") и "Соглядатай" (1989, др. назв. - "Бег в обратную сторону, или Эсхатология"). В центре внимания Есина , писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных "конквистадоров", как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя "призванности", от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения.

Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер "всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце" (словарное определение, поставленное автором в эпиграф "Бега..."). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, "Имитатор" - "роман не о художнике", а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и даже пьесой "Кот домашний средней пушистости" Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе "Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем" (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного "обытовления", омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести "Мемуары сорокалетнего", повестях "Производственный конфликт", "Соавтор", рассказах "Побег", "Основная пара", "Родственница", "Приезжий", "Серьезная покупка2 (все 1984), романе "Сам себе хозяин" (1985), пьесе "Гибкая пластинка" (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман "Константин Петрович", 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию ("однопартийный роман" "Казус, или Эффект близнецов", 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей "Культура и власть", 1997).

В повести Есина "Техника слова" (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.